Проповедь Что такое Пасха?

Что такое Пасха?

Для среднестатистического жителя России Пасха ассоциируется с крашенными яйцами, куличами и уборкой на кладбище. Хотя, с каждым годом все больше людей желают встретить Светлый праздник в храме, за торжественной ночной службой.

Пасхальная ночь, проведенная вне храма – это потеря на всю жизнь. Другой такой не будет. Пасха, с одной стороны всегда вечная, а с другой – всегда новая и неповторимая. Не даром, на службе читается особая проповедь древнего христианского святого – Иоанна Златоуста, которое призывает всех принять участие в этом торжестве. Святитель буквально упрашивает нас прийти на этот праздник и не оправдываться усталостью, занятостью или еще чем-либо: «Кто благочестив и боголюбив, — тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, — тот пусть, радуясь, войдёт в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, — тот пусть возьмёт ныне динарий (т.е. награду)...».

Часто люди не желают принять участия в пасхальном торжестве, ссылаясь на свою неготовность, например, не смогли соблюсти Великий пост. Но святитель призывает на праздник всех без исключения: «Воздержные и нерадивые, почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне». Он зовет даже тех, кто просто пришел посмотреть на крестный ход, или даже проходил мимо храма и вспомнил под звон колоколов, что сегодня Пасха. Господь никого не оставит на улице в темноте, лишь бы человек пришел с открытым сердцем и разделил с Церковью радость Христова Воскресения.

В чем же такая важность Праздника? Как часто люди понимают это, впервые прейдя именно на пасхальную службу, пусть даже просто из любопытства. Пасхальная радость ни с чем несравнима, потому что в эту ночь Господь дает нам прикоснуться к вечности, пусть мельком, но увидеть отблеск райского света, в который Он зовет всех людей.

«Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки — пришел Христос. И все — для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни — страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями — и ничего, потому что везде Христос.

В церкви выносят Плащаницу. Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется радость: воскреснет, завтра! Золотой гроб, святой. Смерть — это только так: все воскреснут. Я сегодня читал в Евангелии, что гробы отверзлись и многие телеса усопших святых воскресли. И мне хочется стать святым, — навертываются даже слезы.

Ночь. Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин, который, пожалуй, умрет скоро… Но он воскреснет! И я когда-то умру, и все. И потом встретимся все… и Васька, который умер зимой от скарлатины, и сапожник Зола, певший с мальчишками про волхвов, — все мы встретимся там», - описывает чистую детскую радость последних дней Страстной недели и Пасхи Иван Шмелев в «Лете Господнем».

Все мы встретимся там… Эти слова полны надежды, надежды христианской, потому что каждый верующий человек с детской непосредственностью и уверенностью может воскликнуть вместе с апостолом Павлом: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Послание к Коринфянам15,55).

Тайна, о которой знает весь мир, но так боится принять: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!» - что для нас эти слова? отголосок «старины глубокой» и традиций предков? Но те, кто их слышит, невольно заметят, как в груди просыпается что-то светлое, что-то знакомое и в то же время удивительно новое. Страшно признаться, но мы…бессмертны, знаем мы это или нет, принимаем или отвергаем… Смерть теперь не конец, а всего лишь сон, пока однажды Господь не разбудит нас для радостной Вечной Пасхи.

Христос Воскрес! Эти слова впервые раздались больше двух тысячелетий назад. Апостолы обошли весь мир с проповедью о Воскресшем Христе. Глубоко ошибается тот, кто сводит христианство только к нравственности или каким-то обрядам. Апостолы возвещали миру не учение Христово, ни правила соблюдения постов – для нормального человека здесь было не много нового – жить по совести. Они возвестили то, о чем древний мир и не помышлял – Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом! Бог стал одним из нас, чтобы вместе с нами победить грех и смерть. И победил!

Теперь весь вопрос заключается в том, примем ли мы эту победу, разделим ли ее, станем ли мы участниками вечной жизни. «Трапеза обильна, — насыщайтесь все; Телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», призывает Иоанн Златоуст. Этот пасхальный пир Небесного Царства заключатся в святой Евхаристии. Тело и Кровь Воскресшего Христа должны стать нашими телом и кровью. Причащаясь, мы соединяемся с Богом так, что уже и сама смерть не сможет нас разлучить.

Еще осталось несколько дней Страстной недели, чтобы осмыслить свою жизнь, чтобы понять этот дар Божий, и в пасхальную ночь стать причастниками Вечной Жизни.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен