История Успенского кафедрального собора

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Центром города и крепости на Руси всегда являлась соборная церковь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в центре старого города, был и остается главным храмом Каширы.

Успенский собор. 1910 Издание В.Н.Чуликин изд. в 1910г. 1910 Издание В.Н.Чуликин изд. в 1910г.
Материал из книги И.В. Яшкичева «ХРАМЫ И ПРИХОДЫ КАШИРСКОГО РАЙОНА». –М.: Издательство «Перо», 2018. – с. 527 с.

Дата закладки собора известна из дела «кормовых немцев» – Давыда Францева и Ивана Жемажена, которые строили Каширскую крепость и заодно подрабатывали продажей «бесова зелья» - алкогольных напитков, к которым в те годы русские люди были не пристрастны. В 1629 году в Кашире одновременно торжественно закладывали фундамент Успенского собора и отмечали рождение наследника престола, будущего царя Алексея Михайловича. В этот святой для каширян день иноземцы стали соблазнять их вином. Городская общественность возмутилась и направила царю челобитную о недостойном поведении иностранных специалистов. Возникло «дело о каширских кормовых иноземцах», и последовал царский указ об изгнании их из города. Этот документ сохранился в архиве и служит для определения даты основания Успенского храма. В то время постройку большого каменного храма мог позволить себе только богатый город или монастырь.

В 1654 году Каширу посетил на пути в Москву Патриарх Антиохийский Макарий III. Патриаршее путешествие было подробно описано его секретарем Павлом Алеппским. В это время (с 1642 по 1664 год) каширским воеводой был Федор Черкесов - араб родом из Дамаска. Его челобитная сохранилась в Российском Государственном Архиве Древних Актов:

XVII век

«Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Руси бьет челом холоп твой Фетко Черкитов сын Сулиманов. В прошлом, Государь, во сто пятдесят фтором году (1643/44 года), по твоему Государеву указу прислана ко мне холопу твоему на Коширу твоя Государева грамота. А велено мне холопу твоему строить на Кошире соборную церковь каменную и я холоп твой тое соборную церковь строил, а не совершена, а довершивать тое соборную церковь велено мне ж холопу твоему».

Далее воевода просит не отправлять его в город Ливны, о чем он получил приказ от князя Григория Семеновича Куракина, а дать ему «свою Государеву грамоту…». На обороте прошения «дьячья помета»: «155-го (года) июля в 10 день Государь пожаловал дати грамоту...». В том же деле значится, что по указу от 28 июля 1647 года разрешено «не брать его на Ливны из-за необходимости достройки соборной церкви». По прошению Патриарха Макария, царь Алексей Михайлович, в награду за строительство церкви и верность престолу, назначил Федора Черкесова сына Сулейманова пожизненным воеводой в Кашире, где Черкесов и скончался в 1664 году.

Из описания посещения Успенского собора Патриархом Антиохийским следует, что к 1654 году строительство Успенского собора было завершено. В дальнейшем Патриарху пришлось задержаться и зимовать в Коломне из-за разразившейся эпидемии. В декабре 1654 года в Коломну к Патриарху прибыло посольство из Каширы с просьбой рукоположить во священники двоих уцелевших при эпидемии диаконов. В описании путешествия об этом событии говорится так: «Когда моровая язва дошла и до Каширы и истребила (часть) ее жителей и ее священников, то (оставшиеся) устремились к нашему владыке патриарху, спеша на санях, запряженных лошадьми, по рекам Оке и Москве, по которым мы ехали на судах; они имели с собой двух диаконов, из коих у каждого в руках было прошение с подписями воеводы, стрельцов, пушкарей и портариев, т.е. привратников, охраняющих кремль, в удостоверение, что такой-то достоин (сана). Сделав нашему владыке земной поклон, они простерлись перед ним на землю, стукая головой по своему обычаю, и говорили: «осударь, помилуй! (эти слова написаны в тексте по-русски арабскими буквами), то есть владыка, смилуйся над нами! и рукоположи нам сих иереями, дабы они пеклись о наших нуждах и открыли для нас церкви». И он рукоположил для них обоих диаконов. Воззри на это смирение и эту веру!»

На плане города Каширы и окрестностей, составленном русскими чертежниками в 17-м веке, Успенский собор изображен пятиглавым.

Патриарх Макарий Антиохийский. Миниатюра XVII века Патриарх Макарий Антиохийский. Миниатюра XVII века

Бытовала легенда, что в Успенском соборе хранился голубой граненый флакон со слезами царевича Алексея (сына Петра I), который бывал в соборе на богослужениях. Возможно, эта реликвия привлекала людей к Успенскому собору, так князь Волконский в 1726 году подарил Евангелие «в Успенскую г. Каширы церковь». В 1718 году – в год смерти царевича Алексея Петровича – в соборе произошел пожар, нанесший немалый урон. В это время по повелению Императора Петра I все мастеровые - каменщики, плотники, столяры, кузнецы были отправлены на строительство Санкт-Петербурга, а в остальной России строительство из камня было запрещено. Поэтому ремонт собора после пожара мог быть проведен только после смерти Петра I.

В литературе есть свидетельство о строительстве Успенского собора на средства, выданные из государственного казначейства по повелению Императрицы Екатерины I, царствовавшей в 1725-27 годах.

В Архиве Древних Актов хранится «наемная запись» – договор на проведение строительных работ, который был составлен очень подробно:

«апреля в двадцать четвертый день … крестьянин села Марфина Костромского уезда Афанасий Клементьев дал запись … приказному человеку Трофиму Матвееву, что подрядился он, Афонасей у него Трофима в городе Кошире у соборной церкви по левою сторону тоя соборной церкви, что придел святыя мученицы Параскевии нарицаемыя Пятницы, перестроить всю трапезу: каменную стену сверху сломать … и класть стены заново в вышину от полу до сводов. Класть те вышеписанные стены по старому фундаменту. А на стенах и в трапезе зделать четыре окна больших, как надлежит, да в соборную стену пробить стену и зделать большое окно …. а в тех окнах вставить решетки железные по обыкновению ж. А в трапезе пол выслать кирпичем или лещедью. А делать ему Афанасью оное вышеписанное каменное дело в нынешнем 1725 году летним временем добрым мастерством ….»

(записано в губернской канцелярии в книгу 27 апреля 1725 года).

Не известно, были ли эти работы капитальным ремонтом после пожара в приделе святой мученицы Параскевы Пятницы, или в 1725 году уже возникла необходимость в строительстве нового здания Успенского храма.

В 1779 году Кашира, переведенная в состав Тульского наместничества, получила новый регулярный план. Очевидно, при составлении плана за центр застройки города был принят Успенский храм. Соборная площадь (ныне площадь Володарского) была расширена и получила регулярную планировку. На Успенский собор ориентировалась главная улица города – Большая Московская (ныне Советская), которая пересекает Каширу с юга на север и является главной планировочной осью города.

XVIII век

Проектный план Каширы Тульской губернии 1779 года Проектный план Каширы Тульской губернии 1779 года

В 1784 году в Кашире вспыхнул сильный пожар, сгорело большинство деревянных построек города. Однако, «церковь соборная во имя Успения Пресвятыя Богородицы после бывшаго в 1784 году пожара возобновлена и великолепно украшена казенным иждивением».

В начале девятнадцатого века собор сочли ветхим, было решено его разобрать и построить новый. Осуществление этого весьма значительного для уездного города строительства было разбито на этапы и началось в 1827 году.

XIX век

Сначала на средства, завещанные губернским секретарем (чин 12-го класса) Иваном Митрофановым, была выстроена новая трапезная с двумя приделами. Строительство трапезной было закончено в 1829 году, в этом же году освящен правый придел в честь Покрова Божией Матери. Левый придел во имя Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных был освящен в 1833 году. Строительство велось тщанием протоиерея Алексия Преображенского, надворного советника (чин 7 класса, соответствует подполковнику) и кавалера Ивана Михайловича Бера, церковного старосты купца Гавриила Прозорова и учрежденной комиссии.

В мае 1837 года основное здание храма («настоящий» храм) было разобрано. 20 июня 1837 года по благословению епископа Тульского и Белевского Дамаскина состоялась закладка нового здания храма. Строительством по-прежнему занимался Иван Михайлович Бер, его заботами здание храма было подведено под кровлю к 1838 году, все работы были закончены в 1842 году. Имя архитектора – создателя Успенского собора осталось неизвестным.

Основным спонсором и попечителем был уроженец Каширы, московский коммерции советник, почетный гражданин Симеон Лонгинович Лепешкин, которого старец Зосима (Верховенский), основатель Троице-Одигитриевского монастыря, называл «величайшим благодетелем» и «беспримерным отцом» за «беспримерные величайшие милосердные благодеяния». В дальнейшем на средства Симеона Лонгиновича производились различные ремонтные работы в храме. В пользу Каширского Успенского собора он завещал капитал, проценты с которого составляли 120 рублей ежегодно.

Значительные пожертвования на строительство собора были сделаны Иваном Михайловичем Бером, каширскими купцами Феодором Ивановичем Поповым и Ильей Алексеевичем Сологубовым. На строительство Каширского собора по решению Сената была передана сумма 10087 рублей 63 и 2/3 копейки, причитавшаяся каширским мещанкам Хлебниковой и Никольской, которые в 1836 году нашли банковские билеты и векселя на сумму 39263 рублей.

Портрет Ивана Михайловича Бер. Неизвестный художник, 1820-е гг. Портрет Ивана Михайловича Бер. Неизвестный художник, 1820-е гг.
Успенский собор 1916 г.

Монументальное кирпичное оштукатуренное здание Успенского собора с боковыми портиками из белого камня создано в стиле ампир и имеет традиционную осевую композицию. Центральный прямоугольный объем завершен массивным световым барабаном с куполом и миниатюрной шейкой. По углам куба расставлены четыре декоративных глухих (без окон) барабана с главками, образующие с центральным барабаном традиционное пятиглавие. К основному зданию примыкают небольшая алтарная апсида, перекрытая конхой, четырехстолпная трапезная и колокольня. Эффект соборного величия достигнут композиционными средствами - основные наружные членения здания укрупнены вне соответствия с организацией его внутреннего пространства, внешние размеры четверика увеличены за счет части главного алтаря и придельных алтарей. Пространство основного здания храма, вытянутое в поперечном направлении, расчленено пилонами с переброшенными между ними высокими арками на центральное подкупольное пространство и два боковых, перекрытых парусными сводами, притвора. Главный алтарь украшен приставленными к стене четырьмя дорическими колоннами.

Четырехстолпная трапезная снаружи кажется небольшой, но внутри весьма обширна. Внутренние крестчатые столбы придвинуты попарно к западной и восточной стенам и несут парусные своды на широких подпружных арках. Трехъярусная, со шпилем, колокольня собора вторит монументальности основного объема, их декоративные системы идентичны. Площадь храма составляет порядка 500 квадратных метров.

Лаконичное наружное убранство храма подчеркивает выразительность архи-тектурных форм. Здание украшают шестиколонные тосканские портики, мощные дорические антаблементы, белокаменные карнизы и квадровый руст.

На начало 19-го века Успенскому собору полагался причт в составе: протоиерей, два священника, два диакона, два дьячка и два пономаря, но из этого причта в 1820 году Преосвященным Авраамом, Епископом Тульским и Белевским, один диакон был убавлен «по скудному содержанию». В 1895 году причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков.

Кроме 120 рублей от вклада С.Л.Лепешкина в пользу собора получались еще проценты с капитала в 4489 рублей 20 копеек и в пользу причта – с 10289 рублей 29 копеек. В 1844 году титулярная советница В.Н.Елагина пожертвовала в пользу Каширского собора три земельных участка. В 1895 году храму принадлежало 2400 квадратных саженей усадебной земли, 32 десятины полевой земли, из которых 4 десятины было отрезано для городского выгона и 3 десятины было неудобной, а также 9 десятин сенокоса и 25 десятин леса. В приход храма входило 132 дома в городе и 5 хозяйств деревни Медведки. В 1895 году прихожан было 335 мужчин и 397 женщин.

С 1805 по 1830 год к Успенскому собору были отнесены прихожане Никитской церкви, которая из-за ветхого состояния стала кладбищенской. После освящения в 1834 году придела святого Пророка Илии в новой каменной Никитской церкви, её прихожане подали прошение в Синод об учреждении крестного хода в день празднования Пророка Ильи 20 июля из Успенского собора в Никитскую церковь. Прошение было удовлетворено, и крестный ход устраивался ежегодно.

В 1806 - 1826 годах к Успенскому собору был приписана часть прихода Вознесенской церкви. В 1827 году приход Вознесенской церкви был восстановлен. По указу Святейшего Правительствующего Синода, «при отчислении к Вознесенской церкви приходских дворов, отчислены к оной от Собора: Священник, дьячек и пономарь».

В 1830 – 1842 годах к собору был приписан храм святых мучеников Флора и Лавра со всеми прихожанами.

В 1867 году вокруг собора была построена каменная ограда.

Успенский собор 1903 г. 1903 г.

На церковной земле в 1901 году и в 1917 году было построено два деревянных дома для священно- и церковнослужителей. Дома строились тщанием церковного старосты Петра Антоновича Иванова и церковно-приходского попечительства.

В ограде собора была построена каменная церковная сторожка. Над этой сторожкой в 1909 году по прошению дворянки Екатерины Алексеевны Карташевой и на ее средства был надстроен второй этаж из кирпича, где она могла проживать. По завещанию после ее смерти здесь должна была быть устроена богадельня или церковно-приходская школа. Для этой цели Екатерина Алексеевна выделила капитал в 5000 рублей. Ее желание исполнилось почти через 100 лет - в 2005 году после ремонта этого помещения в нем открылась церковно-приходская Воскресная школа, объединившая Воскресные школы трех городских храмов – Успенского собора, Введенской и Вознесенской церквей.

Копии с метрических книг хранились с 1803 года. Исповедные росписи хранились с 1835 года. В библиотеке собора в 1916 году насчитывалось 179 книг.

При соборе существовал приют для девочек-сирот, в котором проживало 15 девочек. В приходе собора находились высшее начальное училище, учрежденное в 1912 году, и приходское мужское училище, учрежденное в 1902 году.

XX век

10 августа 1899 года в 10 часов утра на службе в Успенском соборе молился Великий князь Сергей Александрович Романов, прибывший накануне в Каширу. Сергей Александрович - сын Императора Александра II, дядя царствующего Императора Николая II. Во время визита в Каширу Сергей Александрович был московским генерал-губернатором, командующим войсками Московского военного округа в чине генерал-лейтенанта, членом Государственного Совета, занимал и другие высокие должности, в том числе Председателя Императорского Православного Палестинского общества. 4 февраля 1905 года Великий князь Сергей Александрович был убит террористом Иваном Каляевым из партии социалистов-революционеров. Его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна была убита большевиками 18 июля 1918 года, в 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви она была причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.

О составе причта Успенского собора с XVIII по XX вв. сохранились следующие сведения:

Развернуть

Протоиерей А.Некрасов – упоминается в начале 19-го века. В других документах упоминается благочинный, священник Троицкой церкви Афиноген Некрасов, возможно, это одно и то же лицо.

Протоиерей Петр Тихонович Успенский (1769/1774 - ?) – служил в 1802-05 годах. Родился в семье священника, в 1793 году окончил Коломенскую духовную семинарию и посвящен во священника к Христорождественской церкви села Бирево. В 1802 году рукоположен в протопресвитера к Успенскому собору в Кашире. В 1800-1801 годах был благочинным, Присутствующим (членом) консистории, членом Тульского уездного оспенного комитета. В 1805 году был переведен в Сретенскую церковь Тулы.

Священник Василий Афанасьевич Малинин (1801-1888), в документах иногда называемый Афанасьевым, - служил в 1824-32 годах. В 1830 году он был награжден набедренником, в 1836 году принял монашеский чин.

Протоиерей Алексей Преображенский - упоминается в 1822 году при закладке храма святого великомученика Никиты, скончался в 1834 году или ранее.

Протоиерей Никанор Матвеевич Успенский – назначен настоятелем собора в 1834 году. Отец Никанор родился около 1802 года в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию, где еще во время учебы «был определен Математических наук лектором, в каковой должности находился и по окончании курса два года». Рукоположен во священника к Христорождественской церкви села Мокрый Корь Каширской округи в 1825 году, в 1827 году – переведен в город Венев к Соборной Воскресенской церкви. В 1830 году был определен в должность благочинного, в 1832 году – за «исправное прохождение должности» награжден набедренником. 1 апреля 1834 года отец Никанор был переведен в Успенский собор и произведен в сан протоиерея. В том же году определен сотрудником попечительства о бедных духовного звания и цензором проповедей по Каширскому уезду, в 1836 году - членом комитета о заключенных в тюрьмах, в 1838 году – первым присутствующим в Каширском Духовном правлении. При отце Никаноре строилась основная часть Успенского собора, что требовало больших трудов. Он вел работу по возвращению в лоно Православной церкви сектантов Каширского уезда. Отец Никанор прослужил в соборе 48 лет до своей смерти 24 февраля 1882 года и был похоронен в ограде собора. Его могила не сохранилась.

3 июля 1877 года протоиерей Никанор Успенский и диакон Иоанн Воскресенский крестили в Успенском соборе новорожденного Евгения Ивановича Князева, внука протоиерея церкви Всех Святых Василия Преображенского. Впоследствии Евгений Иванович принял монашеский постриг с именем Лаврентий, стал епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Он был расстрелян большевиками 24 октября/6 ноября 1918 года в Нижнем Новгороде, а в 2000 году прославлен в лике святых Новомученников Российских.

Протоиерей Александр Стефанович Вележев – прослужил в Успенском соборе в общей сложности 29 лет – в 1856 - 1876 и 1885 - 1894 годах. Он родился в 1834 году в семье пономаря села Архангельского Тульского уезда. Окончил Тульскую Духовную Семинарию и в 1856 году Преосвященнейшим Димитрием, Епископом Тульским и Белевским, был посвящен во священника к Успенскому собору. Преподавал закон Божий нижним чинам Екатеринбургского пехотного полка и в двух батарейных школах первой резервной артиллерийской бригады. Отец Александр избирался депутатом Каширской оценочной комиссии недвижимых имуществ, гласным Каширского Уездного Земского собрания, наблюдателем Церковно-приходских школ, уполномоченным по делам Семинарии и Училищ (в этой должности он состоял более двадцати лет), председателем Каширского Уездного Училищного Совета. В 1871 году он был Высочайше утвержден в звании Директора Каширского попечительного о тюрьмах отделения. В 1866 году Епархиальным Начальством отцу Александру было объявлено одобрение за его полезное служение. Во время эпидемии холеры отец Александр изо дня в день исповедовал, причащал и напутствовал умирающих больных, проявляя мужество. В 1885 году он был возведен в сан Протоиерея. В 1873 - 1880 и 1886 – 1894 годах был Благочинным Каширских городских церквей. В мае 1894 года по собственному желанию вследствие болезни отец Александр был уволен за штат, но продолжал совершать Богослужения в тюремной церкви иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость». В 1904 году он «за 34-летнее отлично усердное и безвозмездное исполнение Священнических обязанностей в Каширской Уездной Тюрьме Всемилостивейше сопричислен к ордену Святой Анны 3-й степени». В 1907 году за 50-летнюю службу был Всемилостивейше сопричислен к Ордену Святого Владимира 4-й степени.

Священник Павел Феодорович Глаголев, из семьи пономаря, в соборе с 1838 года. Сохранился указ Тульской Духовной Консистории от 1850 года об «объявлении благословения Святейшего Синода священнику Успенского собора Глаголеву Павлу за усердную службу».

Диакон Иоанн Стефанович Воскресенский – с 1825 по 1879 год.

Дьячок Михаил Димитриевич Воскресенский – в 1861 году.

Дьячок Стефан Боголюбов – в 1867 году.

Дьячок, затем псаломщик Павел Стефанович Виноградов - в 1867 году.

Пономарь, затем псаломщик Василий Лебедев.

Соборный сторож Павел Глаголев.

Штатный соборный сторож, затем псаломщик Иоанн Павлович Глаголев – в 1869 году.

Штатный соборный сторож Иоанн Богословский – в 1875 году.

Священник Иоанн Никитович Остроумов – с 1876 по1881 год.

Священник Владимир Александрович Введенский – с 1882 по 1885 год.

Диакон Николай Павлович Успенский – с 1883 по 1885 год.

Священник Евгений Знаменский – с 1885 по 1887 год.

Священник Александр Русаков – с 1887 по 1891 год.

Диакон Михаил Терновский – с 1891 по 1897 год.

Священник Михаил Ляпидевский – с 1891 по 1894 год.

Священник Алексий Долецкий – с 1891 по 1899 год, в 1895 году - благочинный.

В 1897 году отцом Алексием было создано Приходское попечительство для помощи неимущим жителям Каширы и церкви. Председателем попечительства состоял каширский мещанин Петр Антонович Иванов.

Священник Сергий Семенович Протасов – с 1891 по 1895 год и с 1899 по 1903 год, с октября 1899 года – настоятель Успенского собора.

Псаломщик Павел Виноградов – с 1891 по 1918 год.

Священник Квинтилиан Иванович Преображенский – с 1895 по 1902 года. Отец Квинтилиан был племянником священника церкви Всех Святых Василия Петровича Преображенского.

Диакон Димитрий Васильевич Михайловский – с 1897 по 1918 год.

Священник Николай Архангельский – с 1902 по 1906 год.

Протоиерей Михаил Дмитриевич Вьюков – настоятель собора с 1904 года по 1918 год, а, возможно, и дольше. Отец Михаил родился в 1854 году в семье диакона. Окончил курс в Тульской Духовной Семинарии и работал учителем. В 1880 году он был рукоположен во священника, в 1904 году перемещен на настоятельское место к Успенскому собору. В 1907 году за особо усердное исполнение в течении 25 лет законоучительской должности был Высочайше награжден орденом Святой Анны 3-й степени. У отца Михаила было трое детей.

Священник Владимир Михайлович Злобин – служил в соборе 1906 по 1917 год. Родился в 1876 году в семье протоиерея церкви Всех Святых города Тулы. Окончил Тульскую Духовную Семинарию по 1-му разряду в 1897 году. С 14 августа по 19 ноября 1897 года служил псаломщиком Благовещенской церкви города Одоева. 29 января 1898 года рукоположен во священника Георгиевской церкви села Манасенок Белевского уезда. С 1 сентября 1898 года по 17 апреля 1901 года состоял заведующим и законоучителем мужской церковно-приходской школы села Манасенок. 17 апреля 1901 года по его прошению был перемещен к Соборной церкви города Одоева. С 14 апреля 1901 года по 29 мая 1906 года безплатно исполнял обязанности священника тюремной церкви города Одоева. С 11 июня 1901 по 31 декабря 1905 года состоял постоянным членом и делопроизводителем Одоевского Отделения Епархиального Училищного совета и членом школьной комиссии. С июля 1901 года по май 1906 года состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы Соборной церкви города Одоева. 15 ноября 1901 года был награжден набедренником. 18 августа 1905 года преподано архипастырское благословение за отлично-усердное исполнение обязанностей законоучителя нижних чинов Одоевского Воинского Управления. 12 апреля 1907 года был награжден скуфьею. 29 мая 1906 года резолюцией Преосвяшеннейшего Лаврентия отец Владимир был перемещен к Соборной церкви города Каширы. В 1913 году отец Владимир получал содержания - из казны 294 рубля, кружечного дохода 123 рубля 90 копеек, аренды за землю 309 рублей 51 копейка, процент от вклада 254 рубля 10 копеек. В 1913 году отец Владимир был вдов. Его дети - Василий родился 22 марта 1883 года, в 1913 году кандидат Санкт-Петербургской Духовной академии, состоял преподавателем в учительской семинарии. Владимир - родился 27 апреля 1886 года, обучался в Московском коммерческом институте на содержании отца. Мария - родилась 8 марта 1899 года, училась в 5 классе Каширской женской гимназии на содержании отца.

С 1911 года и до 1916 года, а, возможно, и дольше, старостой в соборе был каширский мещанин Иван Георгиевич Ковалев.

В ноябре 1918 года в соборе служили: настоятель протоиерей Михаил Вьюков, священник Феодор Благовещенский (с января 1917 года), псаломщик Иван Глаголев, псаломщик Павел Виноградов.

Священник Анатолий Михайлович Преображенский - служил с 20 августа 1921 года до 27 января 1933 года. Ранее отец Анатолий был диаконом Введенской церкви.

С 1928 года в Успенском соборе служил иеродиакон Иоанн (в миру - Дмитрий Александрович Разумов, 1898-1990). Впоследствии отец Иоанн стал экономом Московской Патриархии и келейником митрополита Сергия, избранного Собором епископов Русской Православной Церкви в 1943 году Патриархом Московским и всея Руси. С 1946 года более семи лет архимандрит Иоанн был наместником Троице-Сергиевой Лавры (вторым с начала возрождения обители), затем – епископом Костромским и Галичским, митрополитом Псковским и Порховским.

Нектарий (в миру Николай Григорьев) – служил в Успенском соборе с марта 1934 года по июль 1935 года. Он родился 26 мая 1902 года в селе Хохлово Казанской губернии в семье акцизного чиновника. В 1918 году закончил 1-ю мужскую гимназию в Казани. В 1918 году был эвакуирован белыми в Сибирь, где пробыл до 1920 года. В 1920-1923 годах отслужил в Красной армии, чтобы иметь возможность получить высшее образование. В 1923 году окончил Высший Богословский институт и два курса историко-филологического факультета Казанского университета. 17 октября 1923 года в Ивановском монастыре в Казани был пострижен в монахи с именем Нектарий. 21 октября 1923 года рукоположен в иеродиаконы. 8 марта 1924 года рукоположен в иеромонахи. В 1925 и 1928 годах был под следствием в Казани. В 1927 году подвергался безрезультатному обыску. С февраля 1929 года отец Нектарий - настоятель церкви Екатерининской пустыни в Московской области. 22 сентября 1929 года рукоположен в архимандриты. С января 1930 года – настоятель Казанско-Введенской церкви в Москве. 28 декабря 1930 года был арестован и 8 февраля 1931 года осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по статье 58-10 УК РСФСР на 3 года ссылки в Северный край. С марта 1934 года – настоятель Успенского собора в Кашире. С 1 января 1935 года - благочинный приходов Каширского района. С июля 1935 года – священник Духосошественской церкви на Даниловом кладбище в Москве. С ноября 1935 года – священник храма Адриана и Наталии. С мая 1936 года – священник Ризоположенской церкви в Москве, с 1 июля 1937 года – настоятель той же церкви. С 30 мая 1941 года - помощник наместника Почаевской Успенской Лавры. С 4 июля 1942 года – настоятель церкви Введенского женского монастыря в Киеве. С 1 октября 1942 года – настоятель церкви в селе Володьково-Девица Черниговской области. С 28 октября 1942 года – настоятель Вознесенского храма города Нежин Черниговской области. С 1 января 1944 года – настоятель Вознесенско-Городковской церкви города Павлов Посад Московской области. В 1944-1946 годах находился под следствием. В 1946 году - казначей и благочинный Троице-Сергиевой Лавры. С 4 октября 1946 года – наместник Псково-Печерского монастыря Псковской области. 29 июня 1947 года Святейшим Патриархом Алексием I, архиепископом Дмитровским Виталием (Введенским), епископом Ивановским и Кинешемским Паисием (Образцовым) хиротонисан в епископы - епископ Петрозаводский и Олонецкий. С 3 июня 1948 года – епископ Тираспольский, временно управляющий Кишиневской епархией. С 7 июня 1949 года - епископ Кишиневский и Молдавский. 25 февраля 1956 года возведен в сан архиепископа той же епархии. 21 февраля 1958 года награжден правом ношения креста на клобуке. 3 августа 1963 года возведен в сан митрополита Кишиневского и Молдавского. Скончался 9 марта 1969 года.

В 1934 – 1936 годах в Успенском соборе Каширы служил протоиерей Александр Васильевич Здравомыслов. Отец Александр родился 7 декабря 1870 года в селе Почедеро Пуджского уезда Олонецкой губернии в семье сельского учителя. В 1891 году он закончил Петрозаводскую Духовную Семинарию. С 1909 года по 1914 год был миссионером против старообрядцев. Возведен в сан протоиерея. С 17 марта 1917 года по 1920 год – священник Крестовоздвиженской церкви в Екатеринбурге. В 1920 году – священник Свято-Духовской церкви в Екатеринбурге (Свердловске). 23 апреля 1922 года арестован и 25 сентября того же года осужден Свердловским Ревтрибуналом по обвинению "противодействие изъятию церковных ценностей" на 10 лет лишения свободы. Позднее срок был заменен на 3 года (по другим сведениям 5 лет) строгой изоляции. В 1923 году отец Александр был амнистирован и вернулся в Свердловск. Там в 1924 – 1925 годах был настоятелем Свято-Духовской церкви, в 1925 – 1926 годах - настоятелем Симеоновской церкви, в 1926 – 1930 годах - настоятелем Крестовоздвиженской церкви. Отец Александр составлял и распространял в Свердловске брошюры против раскольников - обновленцев и григорьевцев. В 1928 году он был арестован на 2 недели, а в 1930 году - арестован на два месяца по одинаковым обвинениям - "за издание и распространение контрреволюционной литературы". После передачи храмов обновленцам и григорьевцам отец Александр переехал в Москву. В 1930 – 1932 годах он был священником церкви Николы в Студенцах в Москве. 10 апреля 1932 года отец Александр был арестован по обвинениям "проведение систематической антисоветской агитации" и "организация широко разветвленной сети по сбору денег и продуктов для оказания помощи ссыльному духовенству". Отец Александр заявил, что а/с агитации никогда не вел, но второго обвинения не отрицал. Во время следствия он содержался в Бутырском изоляторе ОГПУ. 10 мая 1932 года отец Александр был осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ за "группировка вокруг церквей г.Москвы, проведение среди церковников а/с агитации и распространение всякого рода к-р провокационных слухов" по статье 58-10 УК РСФСР на 3 года ссылки через ПП ОГПУ в Казахстан, считая срок с 10 апреля 1932 года по групповому делу "Дело священника Александрова Николая Львовича и др. Москва, 1932г.". С июня 1932 года он был в ссылке в Алма-Ате. В 1934 – 1936 годах – служил в Успенском соборе в Кашире. 29 августа 1936 года был арестован в Кашире и приговорен на 5 лет ссылки в Туркестан, там пробыл до 1944 года. С 30 мая 1945 года и до кончины 2 мая 1949 года отец Александр был настоятелем Никольского собора в Новгороде, благочинным церквей Новгородского округа. Похоронен в ограде церкви на Рождественском кладбище в Новгороде. В 1990 году был реабилитирован по приговору 1932 года.

В 1893 году в Тульской епархии было создано Каширское викариатство. По существовавшему обычаю Каширский викарий должен был отслужить в Успенском соборе праздничную службу в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы и преподать Каширской пастве святительское благословение. Так в 1914 году свое первое архипастырское благословение преподал каширянам Иувеналий (Масловский), будущий священномученик. Неизвестно, удавалось ли соблюдать этот порядок после 1917 года. Викарными епископами Каширскими были:

  • Арсений (Иващенко) (30 мая - 18 декабря 1893);

  • Михаил (Грибановский) (30 ноября 1895 - 19 января 1897), магистр Петербургской духовной академии, духовный писатель, автор работ «Опыт уяснения основных христианских истин…», «Над Евангелием», «Лекции по введению в круг богословских наук», в епархии фактически не был, по болезни проживал в Крыму, как помощник Таврического владыки;

  • Георгий (Ярошевский) (2 июля 1906 - 1 февраля 1908);

  • Евдоким (Мещерский) (1 августа 1909 - 30 июля 1914);

  • священномученик Иувеналий (Масловский) (24 августа 1914 - 29 июля 1917);

  • Корнилий (Соболев) (17 сентября 1917 - 1920);

  • Мелхисдек (Николин) (9 октября 1920 - май 1922);

  • священноисповедник Николай (Могилевский) (19 августа - 1 ноября 1923), впоследствии митрополит Алмаатинский и Казахстанский;

  • Варлаам (Пикалов) (24 марта 1925 - 17 ноября 1926).

После включения Каширы в состав Московской области Каширскими викариями Московской епархии были:

  • Стефан (Гнедовский) (1928 - октябрь 1929);

  • Мануил (Лемешевский) (октябрь 1929 - 31 января 1930), впоследствии митрополит, видный церковный писатель, осуществлял внешнее управление;

  • Арсений (Денисов) (март - декабрь 1931);

  • Иннокентий (Клодецкий) (30 декабря 1931 - 22 ноября 1933 и 6 сентября 1934 - 1935);

  • Алексий (Сергеев) (2 июня 1935 - 1936).

Последним настоятелем собора перед его закрытием был архимандрит Серафим (Щелоков). Его служение в Кашире пришлось на 1934-1937 года.

Отец Серафим родился в 1877 году в городе Бузулуке Самарской губернии в семье мастерового Прокофия (или Прокопия) Щелокова (по другим сведениям, в семье священнослужителя). Данное при рождении имя неизвестно. Окончил городскую школу и поступил в Спасо-Елиазаров Великопустынский монастырь в Псковской губернии, где в это время подвизался преподобный Гавриил (Зырянов). Здесь он был пострижен в монашество с именем Серафим и в 1909 году рукоположен в иеромонаха.

В 1917 году отец Серафим перешел в Седмиозерную Богородицкую Вознесенскую пустынь Казанской губернии, в которой в конце своей жизни подвизался и был погребен преподобный Гавриил, и где было много его духовных детей. Здесь отец Серафим прослужил до дня закрытия пустыни в 1928 году, а затем вместе с другими духовными детьми отца Гавриила был приглашен в Москву в Свято-Данилов монастырь. В 1930 году он был назначен исполняющим обязанности наместника монастыря на время ссылки настоятеля Владыки Феодора (Поздеевского). В том же году монастырь был закрыт, и отец Серафим стал служить в храме Воскресения Словущего в Даниловке.

Великий князь Сергей Александрович в 1890-е годы. Великий князь Сергей Александрович в 1890-е годы.

В 1931 году ОГПУ провело широкомасштабную операцию по аресту священнослужителей, монахов и монахинь. В ночь на 15 апреля отец Серафим был в числе других арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошен. Отцу Серафиму предлагали сотрудничество с ОГПУ в качестве секретного осведомителя, но он отказался. Через десять дней следствие, по которому проходило около пятидесяти человек, было завершено. Отца Серафима, как и других, обвинили в том, что они, «будучи активными церковниками-антисоветчиками... группируясь вокруг реакционных московских церквей, проживая группами и в одиночку, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских 'сестричеств' и 'братств', оказании помощи ссыльному за контрреволюционную деятельность духовенству, произнесении проповедей контрреволюционного характера, в антисоветской агитации о религиозных гонениях, якобы чинимых советской властью, и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения». 30 апреля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Серафима к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Усть-Кулом области Коми.

Вернувшись в 1934 году из ссылки, отец Серафим поселился в Кашире по адресу Пушкарская слобода, дом 63. Он служил в Успенском соборе и вскоре был возведен в сан архимандрита. 10 сентября секретный осведомитель по кличке Бывший сообщил, что 8 сентября архимандрит Серафим устраивал у одного прихожанина молитвенный вечер и на нем сказал: «Времена настали лютые, верующие должны быть мудры, как змеи, чтобы победить врага; надо молиться и все терпеть; если не время еще прийти антихристу, Церковь еще будет господствовать». 25 сентября 1937 года архимандрит Серафим был арестован и заключен в Каширскую тюрьму.

Архимандрит Серафим (Щелоков). Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год. Фотография с сайта fond.ru Архимандрит Серафим (Щелоков). Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год. Фотография с сайта fond.ru

Узнав, что священник был наместником Данилова монастыря в Москве и знал арестованного к этому времени архиепископа Феодора (Поздеевского), следователь спросил:

- «Какую вы имеете связь с Феодором?»

- «После его ссылки я с ним связи не имею» - отвечал отец Серафим.

- Какие вы имеете связи с монашками, проживающими в Кашире?

- Я знаю, что некоторые монахини - Матрона, Евдокия, Конкордия, Авраамия приходят в собор и поют в церковном хоре.

- Какую антисоветскую деятельность проводят эти монашки?

- Мне об этом ничего не известно.

12 октября 1937 года следствие было закончено. 19 октября тройка НКВД по Московской области приговорила отца Серафима к расстрелу за "контрреволюционную агитацию, антисоветскую деятельность, связь в контрреволюционных целях с архиепископом Поздеевским и монашками из Каширы». 21 октября 1937 года отец Серафим был расстрелян на полигоне Бутово и погребен в безвестной общей могиле. 17 июля 1989 года он был реабилитирован.

По представлению Московской епархии архимандрит Серафим Щелоков был причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 25 марта 2004 года для общецерковного почитания.

В деле о регистрации религиозной общины Успенского собора 1926 года содержатся следующие сведения:

«У собора 8 колоколов – 4 малых, 5-й колокол весом 62 пуда 30 фунтов, 6-й колокол – 111 пудов 5 фунтов, 7-й колокол 169 пудов 20 фунтов, 8-й колокол – 365 пудов 7 фунтов. В церкви три алтаря, в каждом по одному престолу и одному жертвеннику. Каменная ограда с железной решеткой, в ограде церковная сторожка в два этажа. Состав общины – 239 человек. В соборе служат протоиерей Михаил Дмитриевич Вьюков 41 года, священник Анатолий Михайлович Преображенский 42 лет, диакон Василий Иванович Фролов 50 лет, псаломщик Павел Степанович Виноградов 79 лет».

По воспоминаниям прихожан, после ареста архимандрита Серафима Щелокова Успенский собор был закрыт. Здание собора использовалось частично под автомастерские, частично – под пункт приема стеклопосуды и склад. В декабре 1988 года храм в аварийном состоянии был передан Церкви.

В документе «дефектная ведомость», составленном в начале 1990-х годов, было отмечено:

«Отсутствует кровля, нет куполов и крестов, все деревянные конструкции кровли и лестниц пришли в полную негодность, штукатурка отсутствует, уничтожены две колонны у северного и южного входов, растительность повредила кладку сводов на 60%, окна забиты досками и заложены кирпичом, внутреннее убранство собора разграблено и уничтожено, стены имеют большие трещины, внутренняя штукатурка покрыта плесенью, колокола сняты и утеряны, южные ворота утрачены».

Преподобномученик Серафи́м (Щелоков), архимандрит Преподобномученик Серафи́м (Щелоков), архимандрит

У стен собора валялись груды разбитых бутылок, ящиков, мусора, внутри храма было не лучше. На провалившейся крыше росла целая березовая роща. Прихожане вместе с первым настоятелем отцом Константином Васильевым, надеясь на помощь Божию и Пресвятой Богородицы, начали приводить в порядок храм и территорию. Расчистили небольшую часть церковного двора и по воскресениям служили Акафист Успению Божией Матери. В день святых Апостолов Петра и Павла 12 июля 1989 года было совершено первое богослужение в Успенском храме. К сожалению, Константин Васильев заявил о своем «выходе» из Русской Православной церкви и «переходе» в Богородичный центр. При этом он захватил Успенский собор и удерживал его около трех месяцев. Запрещенный в служении в РПЦ он объявил себя Лазарем, епископом Каширским и Московским. В это время настоятелем Успенского собора был назначен отец Алексий Уминский. Ему приходилось не только бороться за собор вместе с городскими властями (с помощью прокуратуры, суда и ОМОНа), но и умирять верующих, так как у «епископа Лазаря» нашлись среди прихожан ревностные почитатели. В декабре 1990 года Успенский собор был передан общине РПЦ судебным исполнителем. Вскоре начались регулярные богослужения в трапезной части храма.

Успенский собор 1986 г. 1986 г.
Соборная площадь 1980 – 1987 Соборная площадь 1980 – 1987

Отец Алексий был назначен благочинным церквей Каширского округа (до этого Каширский район, в котором было только две действующие церкви, находился под опекой благочинного Ступинского округа). Было начато восстановление храма, на главном куполе сделана металлическая крыша.

С 1 ноября 1993 года и до своей смерти 2 января 1998 года настоятелем Успенского собора и благочинным церквей Каширского округа был протоиерей Николай Иванович Гришин. Он родился 2 апреля 1925 года в благочестивой православной семье в Москве. Отец был железнодорожным служащим. В 1927 году семья переехала в город Химки, откуда отец Николай, не успев закончить среднюю школу, в 1941 году ушёл добровольцем на фронт. За мужество, проявленное во время боевых действий, отец Николай был награждён орденом Красной Звезды и многими медалями. После трёх ранений, одно из которых было особенно тяжёлым, он в 1945 году возвратился домой, окончил школу и поступил на работу в Государственный астрономический институт имени П.К.Штернберга при Московском государственном университете. С 1950 по 1961 год работал в должности старшего инженера в Геофизическом институте Академии Наук СССР, а с 1961 по 1978 год - в НПО имени Лавочкина. Отец Николай занимался исследованиями физики Солнца, метеоров и планетных атмосфер. Им была создана методика фотографирования серебристых облаков, возникновение которых не изучено полностью до сих пор. Отец Николай опубликовал более 60-ти научных работ, не считая множества научно-популярных статей в газетах и журналах. Научная деятельность отца Николая всегда сочеталась с жизнью православного христианина. Он не просто ходил в храм, но с 1950 года нёс клиросное послушание. Отец Николай занимался духовным самообразованием, в апреле 1978 года он полностью перешёл на церковное служение, став псаломщиком при Свято-Троицком храме поселка Удельная Раменского района Московской области. 24 марта 1979 года архиепископом Рижским и Латвийским Леонидом (Поляковым, впоследствии митрополит) отец Николай был рукоположен в сан диакона, а 31 марта того же года - в сан священника, и зачислен в клир Рижской епархии. Отец Николай служил священником, затем настоятелем в храмах Рижской епархии, нёс послушание благочинного церквей Даугавпилсского округа. Он был женат, воспитал двух детей. Указом Святейшего Патриарха Пимена в 1984 году отец Николай был возведён в сан протоиерея, в 1987 году награждён палицей. В 1992 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II протоиерей Николай Гришин был удостоен права ношения Креста с украшениями. В 1993 году, после образования независимого государства Латвии, он, как гражданин России, перешёл на служение в Московскую епархию и стал настоятелем Успенского собора, благочинным церквей Каширского округа. Отца Николая отличали доброта и сердечность в общении с молодёжью и клириками, он был доступен и прост в обращении. Несмотря на тяжёлый недуг, отец Николай ревностно нёс служение до своей кончины. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, чин отпевания отца Николая был совершён в Успенском соборе служением всех клириков Каширского благочиния во главе с протоиереем Михаилом Редкиным, благочинным церквей Ступинского округа. Он был похоронен в церковной ограде близ алтаря Успенского собора.

Николай Иванович Гришин
Вечернее голубое небо

В память отца Николая Каширский краеведческий музей с 2009 года проводит научно-просветительский праздник-фестиваль «Ночь серебристых облаков», названный по природному явлению, исследованием которого занимался отец Николай. Третий фестиваль проходил 22 июня 2012 года. На могиле отца Николая была отслужена панихида. С приветственным словом к участникам фестиваля выступил священник Владимир Коценко. В краеведческом музее было проведено заседание - круглый стол «Феномен серебристых облаков», на котором делались научные доклады. Заведующий Звенигородской астрономической обсерваторией физик-оптик В.А.Ромейко рассказал о научных и мистических версиях происхождения серебристых облаков. Инженер-аэрофотогеодезист, действительный член Русского географического общества И.Н.Гришин продемонстрировал свои юношеские исследования серебристых облаков, выполненные под руководством отца – протоиерея Николая Гришина. После заседания фестиваль из залов музея переместился на улицу, где научные доклады чередовались с концертными номерами. Благодаря хорошей погоде, желающие смогли совершить путешествие по звездному небу с помощью телескопа. В этот вечер на небе появились и серебристые облака.

В 1998 – 1999 годах настоятелем собора был священник Иосиф Иванчук (выпускник Московской Духовной Академии), при нем была отремонтирована кровля, вставлены оконные и дверные переплеты, приведена в порядок территория и ограда, в трапезной – отбита отвисшая штукатурка и оштукатурены стены и своды.

Успенский собор 1998 г. 1998 г.

С января по апрель 2000 года настоятелем собора был священник Валерий Иванов, настоятель Вознесенской церкви. Затем, до 2002 года – священник Дионисий Батарчук (ранее – настоятель церкви святителя Тихона поселка Московский Ленинского района). Отец Дионисий уделял большое внимание Воскресной школе, привлечению к церкви молодежи, миссионерской деятельности.

В 2002-2003 годах настоятелем собора был священник Михаил Соколов (ранее – протодиакон Свято-Георгиевского собора Калуги). За это время в храме были оштукатурены и побелены трапезная с приделами Покрова Божией матери и Архистратига Михаила и главный алтарь. 5 апреля 2003 года на колокольне собора был установлен купол, изготовленный в городе Переяславле-Залесском.

В разное время в соборе служили: священники Сергий Пучков, Игорь Юдин, Георгий Кликин, Сергий Пятугин, Виталий Сорокин, Валерий Сосковец, иеромонах Павел (Балаев).

В 2003 году настоятелем собора и благочинным церквей Каширского округа стал протоиерей Виталий Коценко, в прошлом – офицер советской армии.

Служение отца Виталия началось в 1991 году в Уральской епархии. Впоследствии он был настоятелем духовного центра Казанской иконы Божией Матери в Раменском, где под его началом был возведен храм святой праведной Матроны Московской.

Протоиерей Виталий Коценко – учредитель всероссийских газет «Крупицы Мудрости» (с приложением «Кашира Православная») и «Казачий вестник Центрального Казачьего Войска», журнала «Вестник Каширского благочиния». Он является войсковым священником и духовником Центрального Казачьего Войска, а также корабельным священником на малом ракетном корабле Черноморского флота «Мираж», над которым шефствует город Кашира и приход Успенского собора.

За время настоятельства отца Виталия произведены масштабные работы по восстановлению собора. В 2003 году была смонтирована художественная подсветка храма, оштукатурен и отремонтирован церковный дом, оштукатурены стены и барабан храма. Проведена работа по внутренней отделке храма: перестроены перегородки придельных алтарей, переделаны центральный вход и проход из трапезной части в основной храм - установлены арки, создающие перспективу. В главной части храма, где высота достигает 23 метров, выполнены штукатурные работы под роспись, проведены малярные работы в трапезной, заменено отопление. Пол выложен плиткой, в трапезной устроены теплые полы. Устроено широкое каменное крыльцо и новые металлические двери. Установлены новые иконостасы из монолитного камня (под мрамор и малахит), изготовленные в Волгодонске.

6 сентября 2004 года епископ Видновский Тихон посетил Каширу и осмотрел Успенский собор.

XXI век

Успенский собор 2005 г. 2005 г.

В 2006 году были привезены из Волгодонска и установлены 4 малых купола храма с нитрит-титановым покрытием и крестами. 6 апреля 2007 года в сложных условиях, при сильном ветре был установлен главный купол диаметром более 10 метров и весом более 10 тонн, а также барабан, малый купол и маковка с крестом. Подъем был произведен с помощью мощного крана, предоставленного ОАО «Вертикаль». Монтажные работы при установке купола выполнили монтажники из Волгодонска.

В соборе почти постоянно пребывают частицы мощей святых для поклонения верующих. Здесь побывали мощи святых Георгия Победоносца, Серафима Саровского, Матроны Московской, Луки (Войно-Ясенецкого) и многих других.

При храме работает детская воскресная школа, проводятся паломнические поездки, концерты духовной музыки, выставки детских рисунков на православную тему. Для воспитанников специализированного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья» проводятся декады милосердия.

Клирики Успенского собора поддерживают прочные связи с воинской частью города, пожарной частью, правоохранительными органами, следственным изолятором, учреждениями культуры и образования, Каширским краеведческим музеем, экологическим центром, казаками местных станиц Центрального казачьего войска.

6 мая 2006 года по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Успенском соборе состоялось выступление одного из лучших хоровых коллективов – ансамбля «Сирин», который в это время участвовал в 5-м Московском фестивале духовной музыки.

День празднования 650-летия города Каширы 29 июля 2006 года начался с молебна в Успенском соборе, после которого торжества переместились на городскую площадь у Введенского храма. Здесь представители Каширского благочиния в своих выступлениях поздравили каширян с юбилеем.

18 декабря 2006 года состоялся визит в Каширу Преосвященнейшего Романа, епископа Серпуховского. Владыка Роман осмотрел Успенский собор и одобрил качество реставрационных работ. В Пасхальную неделю 28 апреля 2008 года Владыка Роман снова посетил Каширу. На торжественном богослужении в Успенском соборе Владыке сослужило духовенство семи районов Московской области. За Божественной литургией Владыка рукоположил в сан священника диакона церкви Флора и Лавра Сергия Нищету. Состоялся Пасхальный Крестный ход. Владыка Роман поздравил каширян с праздником Святой Пасхи Господней и передал им благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

22 июля 2007 года прихожане Успенского собора после окончания Божественной литургии двинулись крестным ходом к Введенской церкви. Здесь к ним присоединились прихожане храмов Введенского, Вознесенского и Николы Ратного, а также казаки. Единый крестный ход двинулся к зданию Никитского храма, которому грозила продажа. Едиными устами крестоходцы молились о возвращении Никитского храма церкви. Такие же крестные ходы состоялись 19 августа в праздник Преображения Господня и 28 августа – в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Борьба Каширского благочиния за храмы Никитского монастыря завершилась успехом.

Успенский собор 2007 г. 2007 г.

В 2008 году в Успенском соборе побывали участники крестного хода, проходившего в составе Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы». По числу лучей 8-конечной Вифлеемской звезды этот крестный ход состоял из 8-ми отдельных крестных ходов, которые соединялись в Москве. В каждом крестном ходе несли икону Божией Матери «Державная». 4 июня в Каширский район прибыл крестный ход, шедший из Ростова-на Дону. На границе с Тульской областью у трассы Москва-Дон (М-4) южнее села Барабаново крестный ход был встречен Каширским духовенством, Главой Каширского района и представителями администрации. Был установлен памятный крест, освящающий въезд в Каширский район с южного направления. Крестоходцы принесли в Успенский собор реликвии – икону Божией Матери «Державная», молочный зуб цесаревича Алексея, иконы святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского с частицами мощей. Реликвии до следующего утра находилась в Успенском соборе для поклонения верующих. 5 июня крестоходцы молились в Успенском соборе на торжественной литургии, которую служил собор Каширского духовенства, затем продолжили путь в Москву. До моста через Оку – границы со Ступинским районом вместе с крестным ходом шли каширские священники во главе с благочинным, казаки, прихожане каширских храмов.

Весной 2009 года во время работ по благоустройству территории храма открылось захоронение 20 человек. Очевидно, оно было сделано в спешке – без гробов и могил. В некоторых черепах были отверстия, оставленные пулями. Среди взрослых останков лежали и детские. Неизвестно, кем были эти люди, расстрелянные в недавнем прошлом – в период 1920 – 1940-х годов у стен кафедрального собора. 31 мая после воскресной литургии в Успенском соборе состоялось соборное богослужение с отпеванием и захоронение найденных останков в общем гробу в церковной ограде близ алтаря.

Успенский собор 2014 г. 2014 г.

25 августа 2013 г. Высокопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Успенского собора города Каширы.

По завершении Литургии митрополит Ювеналий освятил икону новомучеников Каширских — священников, которые служили на Каширской земле и претерпели от богоборцев мучения в период гонений на Русскую Церковь. Его Высокопреосвященство освятил, установленный в Летнем саду, в память о пострадавших в годы гонений Каширских новомучениках крест.

5 февраля 2021 г. настоятелем Успенского собора назначен иеромонах Александр (Волков).

При храме работает детская воскресная школа, проводятся паломнические поездки, концерты духовной музыки, выставки детских рисунков на православную тему.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен