Проповедь Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Александр Невский

Еще чуть больше столетия назад, когда живы были сословия и классы, для людей очень важен был вопрос происхождения. Знать своих предков, свой род и гордиться им – это не только привилегия аристократов. Даже в деревнях, когда родственники приходили сватать жениха, то одним из главных вопросов был вопрос предков: породниться с добрым родом было честью. К сожалению, из нашей жизни уходит эта культура. Есть, конечно, известные династии врачей, писателей, педагогов. Но стоит спросить среднестатистического школьника или студента о его предках, хотя бы недалеких, то нередко видно большое затруднение.

Тема родословной проходит и через все Священое Писание. С чего начинается Евангелие? «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». Почему же этот вопрос так важен для христианина? Потому что мы знаем одну тайну, величайшую из всех тайн Вселенной – о том, что Бог стал Человеком.

Когда-то Творец из небытия создал вселенную. Он как часы запустил историю нашего мира, которую человек, из-за своего эгоизма сделал историей трагической, историей в которую вошло зло, грех, а за ними и смерть… Но Бог не остановил этот поврежденный механизм истории скрипя и ржавея доживать свой век. Не только не остановил, но и Сам вошел в него. Вечный Бог пришел в наш временный мир, перешагнул эту пропасть, чтобы соединить время и вечность. Святитель Николай Сербский когда-то сказал в молитве ко Христу: «Ты - храбрость святой Троицы, героизм Ее и Ее история. Решился Ты луч тройственный направить в хаос и тьму, и стал свет - чудо, на которое очам не насмотреться, ушам не наслушаться». Чудо состоит в том, что Бог и человек соединились в одном существе. Господь прожил вместе с нами земную жизнь, для того, чтобы мы, поверив в Него, жили в вечности.

Бог вошел в историю. А значит у Него, как у любого человека были предки, родители. Рождение Христа было чудом и потому, что родился Он как человек без отца. Однако через Мать, Пресвятую Богородицу, Иисус Христос воспринял всю полноту человеческой природы, чтобы ее исцелить в Себе Самом.

На иконах Богородицы мы видим удивительную вещь: простая девушка держит на руках Творца вселенной. Бог учит нас любви. Учит уроками понятными каждому человеку. Ведь младенцев любят все. Вот Бог и стал младенцем, требующим ухода и защиты, чтобы через эту беспомощность растопить лед человеческих сердец. Однако, на иконе Успения мы видим сюжет совершенно противоположный: теперь Сам Христос держит на руках младенчика в белых пеленках. Так иконописец символически изобразил душу Пресвятой Девы, которая перешла из времени в вечность.

Наверное, именно в этом празднике мы видим итог чуда Боговоплощения. Когда-то Бог пришел в наш мир новорожденным младенчиком, Он возмужал, повзрослел. Он прожил жизнь, наполненную лишь одним – служением людям словом и делом. Мир Его на принял… наверное потому, что Христу было уготовано разделить с нами трагедию человеческой истории. Он прошел через еще одни врата истории – через смерть, чтобы открыть нам двери воскресения. Теперь этими дверями прошла и Богородица. И как младенчик, в момент Своей смерти, которую мы теперь называем лишь временным сном – успением, Она родилась в новую радостную жизнь, уготованную каждому верующему.

Матерь Божия, конечно же ближе всех людей ко Христу, ведь именно от нее Господь воспринял человеческую плоть. Но как же быть всем остальным людям? Дело в том, что для того, чтобы быть родным Богу, не обязательно являться потомком Давида и Авраама. Дева Мария удостоилась называться Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов не только потому что от Нее родился Господь, но, прежде всего потому что Она Сама была святой жизни.

«Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Евангелие от Матфея 12, 46-50).

В одном из своих Посланий апостол Павел говорит: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (К Ефесянам 2, 19). Принимая Крещение, человек входит в большую семью, которая называется Церковь. Есть у этой семьи родословная, славное прошлое и настоящее. Но еще более славное будущее, потому что Отец и родоначальник ее – Бог.

Кто-то жалеет о том, что не родился сыном миллионера, или не получил от своих родителей талантов и способностей. Но каждый без исключения человек призван приобщиться божественных способностей и талантов, самый удивительный из которых - бессмертие и вечная жизнь. А для этого надо родиться второй раз – через Крещение, взращивая эту новую жизнь Причащением Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен