Проповедь Торжество Православия

Торжество Православия

Александр Невский

В это воскресение празднуется необычный праздник – Торжество Православия. Необычен он тем, что в чине его службы в древности было провозглашение анафемы, то есть отлучения от Церкви всех тех, кто искажает ее учение. Праздник был установлен, после победы над различными и многообразными лжеучениями, которые пытались сказать: «Православие – это мы». И таких учений на протяжении истории было немало. Про каждое из них, про каждого человека, который сознательно и упорно не соглашается с учением Церкви, она говорит: «Извини, но ты не с нами».

Для чего такая строгость во взглядах? И какая разница как верить – разные формы, но суть-то одна и та же. Ведь важно чтобы Бог был в душе. Главное быть порядочным человеком и не делать большого зла. Все это конечно хорошо, но есть один момент, который полностью разрушает эту позицию: Бог Православия это Личность, а не какое-то абстрактное понятие или закон. Господь не довольствуется тем, что человек где-то в глубине души признает факт Его существования, Бог призывает общаться с Ним.

Говоря о Христе, Церковь свидетельствует, о Боге, ставшем Человеком, во всем таким же как мы, кроме греха. Здесь уже неуместно и несправедливо утверждать, что Господь дал нам невыполнимые заповеди, ведь Он Сам, прибывая в человеческой плоти, исполнил все.

Мы говорим о Богочеловеке, родившемся на земле и воспитанным Матерью, раскрывшем людям словом и примером смысл человеческой жизни. Мы говорим о Том, Кто пролил на Кресте Свою кровь за наши грехи, умер и спустился в ад, (где, казалось уже не было надежды), и вывел человека из власти дьявола и смерти. Православие торжественно исповедует, что Иисус Христос воскрес из мертвых, и вознесся на небеса, сделав человека Божиим чадом.

Светлая и непобедимая радость Православия в том, что «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16) «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам (то есть Христа - истинную Жизнь)» (1-е Послание Иоанна 1:2). Именно поэтому Церковь на протяжении веков отсекала от себя всякого, кто утверждал что-то другое.

Ересь – это ложь о Боге. Еретики бывают разные. Например, Арий, живший в IV веке, считал, что Христос не Бог, а всего на всего высшее творение Бога Отца. Но если утверждать так, то ни о каком соединении Господа и человека говорить не приходится. Творение не может приблизить к Творцу. Получается, для нас нет надежды на спасение, нет надежды быть с Ним неразлучно, ведь Бог, Он где-то там - в далеком и неприступном космосе. Но на первый взгляд правдоподобные доводы Ария увлекли за собой множество христиан. Поэтому Церковь сказала: «этот человек и все его последователи не имею к нам никакого отношения».

Другие утверждали, что Христос не мог согрешить, потому что у Него не было человеческой воли, а только Божия. Но здесь отвергается свобода человеческого выбора. Кому придет в голову, что можно насильно заставить любить? Но именно такой вывод вытекает из данного учения.

На протяжении веков таких лжеучений было много. Их объединяло одно – вместо Истинного Бога, людям пытались подложить какую-то фальшивую идею. Однако в этой идее была очень притягательная вещь – Бога видели таким, каким Он удобен для нашей жизни. Когда люди сами придумывают себе бога, то делают Его таким, чтобы он не мешал жить так, как им нравится. Таковы были языческие боги, подверженные человеческим страстям и желаниям, или наоборот бесконечно удаленные и неведомые. Так же рассуждают те, кто говорит, что все религии равны – выбирай из каждой, что тебе нравится.

Такими же были попытки подстроить Христа под удобный образ жизни. Не хочешь расставаться с греховными привычками и менять свою жизнь? Тогда представь, что Господь и так спасет тебя, если просто будешь верить - верою все и так спасены. Не нравятся какие-то слова из Евангелия? Ну что же, будем считать, Иисуса обычным Учителем нравственности, а им свойственно ошибаться. Зачем ходить в храм и участвовать в таинствах и так все спасутся…

Однако подстроить Бога под свою жизнь невозможно. Можно создать иллюзию, но ведь душу не обманешь. Она жаждет общения с Личностью, а не с призраком воображения. Ведь никто не согласиться жениться на манекене или фотографии, или считать своими друзьями картинки из журналов. А с Богом часто пытаются поступить именно так.

В день Торжества Православия Церковь с радостью провозглашает, что учение, которое принес на землю Богочеловек Иисус Христос она сохранила до наших дней неповрежденным и не исковерканным. Что в Православной Церкви мы собираемся в храмы для того, чтобы причаститься Истинного Тела и Крови Спасителя, которые Он отдал за жизнь этого мира. Что только здесь человек может соединиться с Богом, чтобы иметь жизнь вечную.

Некоторые люди не доверяют Церкви, видя, что и здесь есть грешники, есть человеческие недостатки и немощи. Сама же Церковь называет себя «духовной лечебницей». И странно требовать, чтобы в больнице находились только здоровые люди, тогда она просто не нужна. Исправление жизни может порой занять целую жизнь, но оно возможно, если только человек идет правильным путем. Поэтому Церковь не отвергает грешников, но отвергает еретиков.

Православие - это не какой-то элемент русской культуры, политическая идеология или какая-то форма христианства. По выражению одного из церковных писателей: « Православие – это бездонный колодец живительной влаги для души, но что сказать о православных? Сколько из нас, обладая бесценным богатством Православия его не знают, им не питаются, им не живут…».

В наше время нет недостатка в информации. Это своего рода пища для души. Очень жаль, что имея прекрасную духовную пищу виде Священного Писания, творений святых отцов или современных православных авторов, мы часто отдаем предпочтение духовному фаст-фуду – телевизору, развлечениям в интернете и другой словесной сухомятке.

Великий пост – это время, когда особенно важно не только ограничение в пище, но и то, чтобы наполнить душу правильными понятиями о Боге, жизни и окружающем мире. Христианская литература продается в магазинах и храмах. Ее можно взять в приходской библиотеке или посетить православные сайты в интернете.

"Я знаю, в Кого уверовал" (Второе послание к Тимофею 1:12) – говорит апостол Павел, и призывает к этому всех, кто называет себя православными.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен