Проповедь Страстная Седмица - не пропустить самое гланое

Страстная Седмица - не пропустить самое гланое

Кому не знакома ситуация праздников или каких-либо важных и торжественных дней, когда за суматохой покупок, приглашений, мероприятий, часто не остается времени и сил, чтобы осознать, что же мы все-таки празднуем?

Это не так страшно, когда люди отмечают обычные торжества – дни рождения, Новый год или что-то еще. Здесь, собственно и осмысливать особенно нечего. Но не так обстоит дело с церковными праздниками, которые являются некими вехами в духовном пути человека и требуют к себе внимания. Есть множество негативных примеров того, как важное церковное событие часто превращается в набор традиций и дел совершенно противоположных его духу. Такая неприятность случилась с Рождеством Христовым, которое на Западе превратилось в «праздник распродаж и скидок», когда о Младенце Иисусе даже не вспоминают. Конечно это крайности, но нечто похожее встречается и у нас. Предстоящая Страстная Седмица – как раз один из тех примеров, когда второстепенное нередко подменяет собой главное.

29 апреля Церковь отмечает любимый всеми праздник – Вербное Воскресение или, если быть до конца точным, Вход Господень в Иерусалим. Хотя, как правило, он и ассоциируется с первым названием, ведь часто целью его становится освящение вербных веточек, ради чего множество людей приходит в храм в субботу вечером. Но веточки эти – лишь символы, воспоминание того, как Христа Спасителя встречали жители Иерусалима. Его принимали по-царски, взмахивая пальмовыми ветвями. Но трагический смысл этого праздника отнюдь не в ветвях. Он в том, что люди, сегодня чествовавшие Христа как Царя, всего через несколько дней приведут Его к правителю Иудеи с криками: «Распни Его!». И здесь нам самим важно не оказаться такими же непостоянными – вспоминая о Боге лишь в трудные моменты жизни, или же накануне праздников. Мы храним освященные ветви дома, рядом с иконами, как напоминание о том, что никогда не должны предавать Христа.

И вот мы входим в дни Страстной Недели. Здесь есть большой соблазн увлечься уборками и покупкам к празднику, оставив позади удивительные по своей глубине богослужения этих дней. Кончено, редкий человек имеет возможность всю неделю посещать храм. Поэтому нужно постараться, если возможно, посетить, хотя бы вечерние богослужения, а покупки и приготовления закончить к четвергу, и если есть такая возможность попасть на утреннюю службу Великого Четверга, чтобы причастится Святых Христовых Тайн.

Четверг этот называется еще Чистым. Но не потому, что это день стирки и уборки. Великий Четверг - это предпоследний день земной жизни Иисуса Христа, когда Он во всей полноте раскрыл Своим ученикам тайну великого дела, ради которого Бог стал Человеком. Учитель Христос умыл ноги Своим ученикам, показав тем самым, что смирение перед ближними и любовь к ним – один из божественных законов, на которых держится этот мир.

Церковь вспоминает в этот день и последнюю прощальную трапезу Господа, где Он открыл людям, что кроме земной пищи, у них теперь есть и небесная – Тело и Кровь Христовы: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Евангелие от Иоанна 6, 53-54). В Великий Четверг все верующие стараются причаститься. Тем, кто делает это редко или в первый раз, не лишне напомнить, что в Церкви есть определенная традиция подготовки человека к этому Таинству.

Желательно присутствовать на вечерней службе накануне Литургии, т.е. в среду вечером, а затем дома прочитать специальные молитвы, которые называются «Последование ко Святому Причащению» - они есть в любом молитвослове, который можно приобрести в храме. На вечерней службе нужно исповедоваться (так как утром – из-за большого количества людей вряд ли будет возможность обстоятельно поговорить со священником). К Святому Причащению следует приступать натощак, поэтому принято с полуночи не есть и не пить. Соблюдая эти внешние правила нельзя забывать и о внутреннем содержании, осознавая какой великий Дар мы получаем – соединение с Богом и прощение грехов для жизни вечной.

Но торжество Царского пира Великого Четверга уже вечером сменяется скорбной службой, вспоминающей страдания Господа. «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Евангелие от Матфея 26:38), - сказал Господь своим ученикам в Гефсиманском саду, предвидя, что вот-вот Его схватят стражники, подвергнут издевательствам и страшной казни. Богочеловек в этот момент показал высшее смирение – Творец Вселенной отдал Себя до конца Своему творению, чтобы соединиться с ним неразлучно, чтобы вырвать человека из лап смерти и ада, пройдя вместе с нами весь этот ужас. Приходя в храм на службу 12 Евангелий вечером в четверг, мы исполняем просьбу Спасителя побыть вместе с Ним, в этот самый страшный момент Его земной жизни, когда Христос молился до кровавого пота, был предан, поруган и распят... Службы Великого Четверга и Пятницы можно понять, только присутствовав на них.

В Великую Пятницу во второй половине дня на середину храма выносится Плащаница, олицетворяющая собой Господа, распятого и лежащего в гробе. Это день в церковном году, который дает нам возможность осознать страшный и величественный подвиг Воплощения Бога. Каждый человек может прийти поклонится Христу в полном смысле этого слова.

Наконец наступает Великая Суббота. «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом…» - поется в одном из центральных богослужебных текстов. Мы стоим у Гроба Господня... Для этого не обязательно ехать в Иерусалим. Богослужение, молитва таинственным образом разрушает пространство и время, вернее преображает его.

Мы входим в трагический день, когда Христос лежит мертвый во гробе... Божия Матерь, апостолы и ученики - для всех них пришло время испытания веры. Учитель, на которого возлагали столько надежд... позорно убит. Неужели это конец? ученики еще сомневались, но мы уже знаем, что Господь пришел в этот мир не для того, чтобы поправить земные дела отдельной части людей. Он пришел освободить человека от греха и смерти. И сейчас Христос спустился в ад, чтобы вывести оттуда всех узников. Именно поэтому тягостная атмосфера Великой Субботы переходит в торжественные песнопения, почти пасхальные.

В этот день принято освящать куличи и яйца. Нужно постараться сделать это с благоговением, потерпев немного очереди в храмах и неудобства, чтобы суетой и раздражением не нарушать святости этого великого дня. Чтобы уже этой ночью Господь дал нам пережить самые радостные слова за всю историю человечества – «Христос Воскресе!».

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен