Проповедь Сергий Радонежский

Сергий Радонежский

Александр Невский

Нет, наверное, в России человека, который бы не знал монастыря под названием Троице-Сергиева Лавра. Место, куда уже несколько столетий приходят православные люди, чтобы поклониться мощам Преподобного Сергия Радонежского. Куда приезжают иностранные туристы из Европы и Америки (хотя чаще здесь можно встретить китайцев и японцев), чтобы посмотреть «русский Ватикан», - так они называют эту обитель. Место, куда даже в советские годы, когда Посад был Загорском, приезжали и рабочие и интеллигенция, чтобы святой водички набрать, свечку поставить, а кто-то исповедоваться и причаститься.

Что же привлекает сюда человека? Какая невидимая сила заставляет сотни людей вновь и вновь возвращаться в этот небольшой городок на северо-востоке области в 70 км. от Москвы? Неужели только любопытство?

На этот вопрос лучше всего удалось ответить известному публицисту конца XIX – начала XX века Евгению Поселянину: «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это Преподобный Сергий, Основанная им обитель духовным самосознанием народа всегда воспринималась как сердце России».

Народный богатырь… Это он сказал о старце-монахе Сергии, который, конечно не был атлетического телосложения, и с былинными богатырями его связывало разве что время жизни – далекий XIV век. Богатырем он назван в духовном смысле.

Цель жизни Преподобного была проста и понятна любому верующему человеку – быть с Богом, найти в этой жизни одно единственное счастье, которое существует в этом мире – Царство Небесное. Он отказался от всего, что так притягательно и вожделенно многими людьми: поисков богатства, славы, даже простого бытового благополучия.

В юном возрасте он ушел с дремучие радонежские леса, чтобы никем и ничем не отвлекаемый, предаться молитве и посту.

Но вот что удивительно: окружающие каким-то непостижимым образом чувствуют святость. Она влечет к себе. Люди во все времена ищут правды и истины в собственной жизни, как бы не закружила их круговерть будней и проблем. Они ищут людей, которые бы сказали им слово утешения, указали бы путь из безвыходных ситуаций.

Радонежский лес очень скоро становится местом паломничества. Были среди паломников и люди, которые хотели приобщиться духовному опыту святого Сергия, остаться с ним. Так, собственно и возник Троицкий монастырь. Не раз еще преподобный пытался удалиться в уединение, но всё новые и новые проблемы заставляли его идти в мир.

Преподобный Сергий является основателем десятков монастырей в Центральной России. А из курса истории каждый школьник знает его как вдохновителя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Сергий Радонежский сыграл немалую роль в объединении раздробленных русских земель в единое княжество. Огромно влияние Сергия и его учеников на культуру Руси (вспомнить хотя бы икону Троицы Андрея Рублева, вдохновленную Святым Сергием), не говоря уже о том, что до сегодняшнего дня он является великим нравственным идеалом. И всё это простой монах, который хотел лишь одного – быть с Богом.

Но в этом-то и секрет. Человек, который выбирает главное, или как сказано в Евангелии «единое на потребу», то есть Христа, несомненно, получит от Бога и второстепенное. Сколько раз в истории христианское смирение и любовь побеждали гордых правителей, покоряли целые государства.

Семь веков прошло со дня рождения великого угодника Божия. Но по сей день в Лавре Преподобного у раки с его мощами - очередь. Потому что теперь он еще ближе к Богу, теперь ничто не разлучает их, а значит и за каждого из нас святой Сергий может помолиться, только бы мы самb не ленились обращаться к нему за помощью.

Интересно об этом сказал в советские годы священномученик Григорий Шлиссельбургский, бывший в то время одним из самых известных и любимых в народе проповедников. Он обратился с проповедью к людям, собравшимся в Сергиевском соборе Петрограда в день памяти преподобного – 8 октября. Людям разным, верующим и не очень – нужно понимать какие тогда были годы.

Так вот, епископ сказал: «Вам не кажется, что вы странные люди? Вы бросили свое любимое кино, свои шумные улицы и нарядную, суетливую толпу и пришли сюда. Вы подумали, зачем? Вам надоели сказочные по красоте зрелища опер, или перестали быть занятными причудливые ленты кинематографа?

Вы пришли чтить человека, который осудил все ваше, то, чем вы живете, и ушел от вас, потому что нет правды в вашей жизни! От вашего лица поются тут песни о том, как этот человек-монах презрел все доброе мира, всю красоту его»

Но епископ Григорий знал, что не просто так пришли верующие в храм Преподобного. Знал, что эта гонка за земным благополучием, за раем на земле, еще никогда не заканчивалась успехом. Все, что приносит в душу отрицание Бога и Церкви – пустота и безысходность. «Мир всегда бежал за пустыней», - заключает проповедник. «Вы своей пестротой, шумной внешней жизнью только маскируете свою пустоту. И чем пустее душа, тем шумнее ваша улица».

Но если эти люди пришли в храм, значит в этой пустоте они не удовлетворены, они ищут Бога, поэтому проповедь завершается призывом обратиться к Преподобному и просить его помощи: «Когда вы осознаете свое внутреннее банкротство, тогда ваша душа будет со всей скорбью воздыхать к этому монаху: "Преподобный, я знаю, что моя жизнь вся ложна, она полна отрицания твоего подвига. Ты в нем велик. Помоги же мне, спасти меня!».

Слова эти кажутся резкими и обличительными. Но опытный пастырь знал, что иногда людям надо открыть глаза на окружающую действительность, особенно в те безбожные годы, ослепленные погоней за земным счастьем.

Проходят годы, но вновь и вновь земное обращается к небесному, суета к безмолвию и вечности, находя в смиренном облике Преподобного Сергия Радонежского непреложную опору.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен