Проповедь Родительская суббота

Родительская суббота

Всем знакома горечь потери близкого человека, унесенного смертью. Сколько поколений умерли, но в сердцах близких, как правило, остается чувство недосказанности, незавершенности. Смерть приходит всегда неожиданно, даже после долгой болезни. Не успели попросить прощения, сказать, как любим, сделать чего-то главного... А теперь поздно – расстались навсегда. Или нет?

«У Бога все живы» - это известное выражение отнюдь не метафора. Человек не исчезает без следа, душа продолжает жить и после разлучения с телом. Он рождается в новую жизнь, оставаясь, при этом, самим собой. Как ребенок до рождения и после - один и тот же человек, меняется лишь форма его жизни. Несомненно, и то, что с людьми отшедшими в другой мир можно общаться. Родственники человека, находящегося в коме разговаривают с ним, несмотря на то, что его уши и мозг бездействуют. В них жива надежда быть услышанными.

Именно на этом утверждении основана церковная традиция поминовения усопших. Церковь не называет своих людей умершими, но усопшими, т.е. уснувшими, а значит, они рано или поздно проснуться.

Родительские субботы – это те дни в году, которые Церковь всецело посвящает поминовению усопших. Само слово «суббота» означает «покой». Поминовение – это не просто воспоминание того, каким хорошим был человек, это прежде всего молитва о упокоении его души в месте «где нет болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Это место лишь одно во Вселенной – оно рядом с Богом. Душа может упокоится только в Господе. Поэтому общение с усопшими не допускает праздных разговоров: им уже все равно поднялись или опустились цены, что нового в политике и т.д. Для них теперь самое главное - найдут ли они что-то общее с Богом, иначе душа будет чувствовать себя невыносимо одинокой.

Бог есть Любовь. Если человек имеет в себе хоть немного любви, то он сможет упокоится в Боге, а если нет, то ему могут помочь живые люди. Молитва о усопших – это рука любви, протянутая из нашего мира в мир иной. Молитва творит удивительные вещи – она способна вытащить душу даже из ада – крайней степени отчужденности от Бога, задев в ней такие струны, о которых человек возможно и не подозревал при жизни.

Господь хочет дать спасение каждому человеку, и даже если при жизни он не смог достигнуть этой цели есть надежда, по молитвам близких людей сделать это за гробом. Но что делать тем, о ком не кому молится? Церковная молитва возносится о всех усопших, поэтому родительские субботы называются вселенскими.

Забота Церкви о заупокойной молитве проявляется во множестве различных способов поминовения. Самый главный из них – поминовение на Божественной Литургии, которая объединяет живых и умерших в общей радости и надежде воскресения. Священник вынимает из специального хлеба – просфоры – частицы в память тех людей, о ком просили помолится, а в конце богослужения опускает их с молитвой в Кровь Христову, очищающую наши грехи. Как частицы хлеба видимо омываются, так и души усопших становятся светлее. Литургия Родительской субботы – так и называется «заупокойная». Церковная молитва – сильнее молитвы отдельно взятого человека, поэтому в этот день так важно посетить храм – место, где соединяется наш мир с миром невидимым. Причастие в день поминовения усопших, как в прочем и любой другой день – это соединение с Богом и со всей Церковью, а значит и с нашими усопшими родственниками.

Вечернее богослужение накануне Родительской субботы наполнено надеждой и умилительными песнопениями, обращенными ко Христу – пока еще не Судье, а Помощнику в нашем спасении. За усопших возносятся молитвы и на панихидах, литиях, вообще ни одно богослужение не обходится без вознесения заупокойной молитвы. В них не слышно плача, вера в будущую встречу превосходит горечь разлуки.

Милостыня и добрые дела в память усопших – благочестивая традиция, призванная восполнить то, чего человек не успел сделать при жизни. К сожалению, в советские годы укрепился обычай приносить на могилы различную еду, напитки, но он не имеет никакого отношения к церковному поминовению. Человек, у которого и зубов уже нет, не может есть и пить. Ему нужна другая – духовная пища. Лучше отдать пищу тем людям, которые в ней нуждаются. В этом смысл поминок, каким он был в древности: пригласить за поминальный стол голодных и обездоленных, с тем, чтобы они присоединились к молитве. Свеча, на могиле, или на подсвечнике в храме – лучшее выражение нашего теплого отношения.

Способов поминовения много, но главное, что бы к записке к которую мы подаем в храме, приложить частицу нашей любви, которую жаждут усопшие, как воду в пустыне.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен