Проповедь Прощеное Воскреснье

Прощеное Воскреснье

"Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Евангелие от Матфея 6, 14-21) – с этими словами мы встречаем последний день перед Великим постом, который так и называется Прощеное воскресенье.

Другое его название, более церковное – Воспоминание Адамова изгнания из рая. События, произошедшего на самой заре человеческой эры, когда наши прародители Адам и Ева совершили первый в истории человечества грех. От него, как от искры зажглась вся Вселенная. От него тянется из глубокой древности цепь человеческих пороков, страстей и преступлений. Ведь человек своей собственной волей разрушил то, чего желал ему Бог – вечного счастья и радостного богообщения. Люди, обманутые диаволом, захотели достичь этого быстро и без труда, похитить у Бога то, что Он хотел Сам подарить нам. Но, увы, в попытке стать подобным Богу не тем путем, какой указал Господь, они из бессмертных жителей рая превратились в земных скитальцев, в поте лица добывающих насущный хлеб.

Надо сказать, что с глубокой древности многих волнует вопрос об отношениях человека и Бога. Первый грех стал неким разрывом, сделавшим их общение затруднительным. Но что же произошло там, в эдемском саду, неужели Господь «обиделся» или так прогневался на человечество, что оно должно теперь заслужить прощение?

Об этом размышляли по-разному. Например, в католической церкви сложилась такое представление. Первый грех – это преступление закона, установленного Богом, это оскорбление Божественного величия. Масштабы этого преступления можно сравнить только с Тем, Кого оскорбили – они бесконечны. Значит люди должны Богу некое бесконечное искупление. Но чем творение может возместить Творцу? Поэтому пришлось Самому Богу принести безмерный выкуп – крестную смерть Христа, чтобы удовлетворить справедливость и открыть людям путь на Небо. Казалось бы все логично и справедливо. Но принимая такую точку зрения, мы делаем Творца заложником Его собственной справедливости, словно лишаем Его свободы.

Впрочем, были и другие, более правдоподобные размышления. В ХХ веке, например, некоторые богословы видели в преступлении Адама непослушание Богу. Поэтому Христос пришел для того, чтобы показать людям, что такое настоящее послушание, как должен человек относиться к своему Творцу, чтобы заслужить вечную блаженную жизнь.

Здесь, правда, непонятно, зачем для этого Богу нужно было становиться Человеком. такой пример мог показать и Моисей или другой праведник. Зачем тогда вообще нужны были страдания и сама смерть Спасителя – только ради того, чтобы продемонстрировать Свою любовь и бесконечное послушание Отцу Небесному?

Все эти размышления человеческого разума терпят неудачи, потому что мы забываем о том опыте богообщения, который уже больше двух тысячелетий есть в Православной Церкви. С самого начала своего бытия, Православие исповедует, что грехопадение первых людей - это не столько преступление и не только преслушание, это в первую очередь искажение правильного пути к Богу, а значит и искажение самой человеческой природы.

Грех – это болезнь, причем смертельная, которая закралась в жизнь наших предков и с тех пор передается каждому потомку Адама. «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Послание к Римлянам 7, 19-20), - сожалеет о падшей человеческой природе апостол Павел. Именно для того Сын Божий и стал Человеком, чтобы исцелить саму нашу природу, избавить ее от власти греха, а не заплатить Отцу выкуп от лица человечества. Поэтому Он и умирает, чтобы вместе с нами победить следствие этой смертельной болезни, т.е. воскреснуть.

Однако, вернемся к прощению. Несомненно, человек несет моральную ответственность за свои поступки. Ведь не случайно мы испытываем угрызения совести, когда поступаем плохо. Но нужно понимать корень греха – смертельную болезнь всего человеческого рода. Ведь если этого не осознавать, то можно как католики сказать: нужно отстоять столько-то месс (служб), пожертвовать столько-то на храм, читать в день определенное количество молитв – и мы заслужим у Бога место в раю. Или уподобиться протестантам, говорящим, что добрые дела и церковные обряды вообще не нужны для спасения: ты поверь, что Иисус Христос лично за тебя пострадал, чтобы тебе не мучатся в аду – и все, ты спасен. И многие люди задаются вопросом: зачем вообще нужна исповедь и покаяние? А нужна она именно как признание человеком своей греховности, для того, чтобы Господь простил и исцелил. Когда мы говорим, о том, что Бог прощает, то должны понимать, что Крещение вводит нас в особые отношения с Господом, теперь человек ответственен за все, что происходит в его жизни, ведь Христос дает все необходимое для спасения. Поэтому ошибки, допущенные на этом пути, лежат на нашей совести и требуют исцеления, прощения со стороны Господа.

Церковь Православная всегда воспринимала себя как духовную больницу. Во время совершения Исповеди, священник говорит человеку: «Пойми, что если ты пришел в лечебницу, то не уходи отсюда не исцеленным». В таинстве Крещения Бог исцеляет человека от первородного греха, и от всех грехов самого человека. Но, увы, соблазны этого мира, дьявольские искушения и поврежденность нашей природы делают свое дело – человек снова грешит. Однако, и в обычной больнице мы бываем не раз в жизни, значит и к помощи духовной должны прибегать снова и снова, но всякий раз, когда мы согрешаем, то можем вновь покаяться.

Мы принимаем лекарства, следуем определенному режиму, чтобы вылечить какой-нибудь недуг. Чтобы излечиться духовно Церковь предлагает нам спасительные средства – Тело и Кровь Христову. В которых сама человеческая природа исцелена, неразрывно связана с Богом. Господь Иисус Христос вливает в наши жилы Свою Кровь и соединяет со Своим Телом, чтобы мы стали такими же как Он. Все добродетели, которые человек с помощью Божией возделывает в себе – это не цена нашего спасения, не оплата долга Творцу – это средства, которые возвращают нас в естественное состояние человека – жизнь с Богом, жизнь святую.

Поэтому, когда мы входим в Великий пост, должны вспомнить те естественные законы, которые нам дал Христос – законы любви. А их исполнение возможно только если мы будем жить в мире со всеми окружающими. Прощение – это лучшее средство, помогающее открыть душу Богу. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (Первое послание Иоанна 4:20).

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен