Проповедь Про Спасы

Про Спасы

Последний летний месяц встречает нас множеством церковных праздников, самый известные из которых называют просто «Спасы». Медовый, яблочный, ореховый… С детских лет знакомы обычаи наших бабушек носить на эти праздники в храм мед и яблоки для освящения. Да и сейчас традиции не забыты. В дни Изнесения Креста (14 августа) и Преображения Господня (19 августа) множество народа приходят в храм освятить новый урожай фруктов и меда. Но помним ли мы из детства, что значит это таинственное церковнославянское слово – Спас? А означает оно не что иное, как «спаситель». Этим именем мы называем Иисуса Христа – Спасителя мира.

Эти дни посвящены Ему – избавителю от бед и скорбей, а в первую очередь от греха и смерти. Понять Христа непросто. Ведь Спаситель нужен тому, кто погибает. А осознаем ли мы свою погибель, просто свое бедственное положение, хоть немного? Приходя несколько раз в год в церковь, чтобы освятить плоды или мед, набрать святой воды, поставить свечи и написать записки, совсем немногие задумываются о том, что Божий храм – это не место хранения древних людских обычаев и традиций, а место живого, явственного общения с Господом. Все эти традиции – не что иное, как «побочный эффект» жизни со Христом.

Полноценная церковная жизнь настолько органично вписывается в повседневность, что христианин хочет освятить все вокруг себя. Все дела, вещи, поступки и даже мысли. Он начинает и заканчивает день молитвой, благодарит Бога за пищу и питье, освящает дома и вещи, приносит Господу начатки своих трудов – первый урожай и многое другое. Все это – не сухие предписания и правила – это сама жизнь, наполненная мыслью о Боге и стремлением к Нему.

Очень жаль, что когда человек только начинает свою церковную жизнь, он часто видит именно в этих побочных традициях суть веры. Но важно различать: что нас спасает, то есть, что жизненно необходимо, а что в церковной жизни лишь результат доброго христианского чувства, проникшего в быт и повседневность. Последнее – не главное, скорее, некое украшение.

К первому относятся Таинства, прежде всего Причастие и Покаяние, молитва, добрые дела, слова и мысли, изучение Слова Божия. К последнему – освящение яиц и куличей, яблок и меда, купание в святых источниках и паломничества, традиции и обычаи, связанные с праздниками (например, украшение березкой домов на Троицу или вербные ветви в неделю Ваий).

Так вот, праздники Спасов – это яркий пример такого различения. Надо сказать, что «яблочный спас» - изобретение чисто русское. В древней восточной Церкви к празднику Преображения Господня срезали первые кисти винограда и первые снопы пшеницы. Именно их, церковный устав и предписывает освящать. Принося в храм эти первые плоды, и посвящая их Богу, христиане знали, что через этот сноп и кисть винограда, Господь благословит весь урожай. В России же виноград не рос (по крайней мере, в древности), поэтому в храм приносили яблоки, поспевавшие как раз к празднику.

Но есть у этого обычая и иная, не аграрная, а духовная составляющая. Хлеб и вино – это вещества, которые во время совершения главной церковной службы, Божественной Литургии, становятся Телом и Кровью Христовой, причащаясь которых, человек соединяется с Богом. В этом сокровенная суть и Преображения и связанной с ним традиции.

В евангельские времена Господь возвел троих своих учеников на фаворскую гору и во время молитвы просиял неземным, божественным светом. Так, что ученики, перестали гадать: кто же Он, этот Иисус? великий учитель нравственности, новый вождь Израиля или политический лидер, а может обещанный еврейскому народу Мессия, который должен освободить Свой народ от римского ига? Преображение развеяло все сомнения и сняло все вопросы. Петр исповедует, что Христос – Истинный Бог «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Евангелие от Матфея, глава 16:15—16). Ученики увидели Славу Господа, но Он готовил их к тому, для чего пришел в этот мир. А пришел Творец Вселенной в человеческой плоти для того, чтобы освободить нас от власти греха и смерти, для того, чтобы когда-то соблазненные гордым диаволом люди, возомнившие себя равными Богу, и через это попавшие в рабство смерти, вернулись к Небесному Отцу в родной дом. Для этого возвращения Бог выбрал самый удивительный способ. Человек отпал от Творца из-за гордости, а Господь возвращает человека к Себе путем смирения. Смирения самого великого – Творец становится творением.

Христос не оправдал горделивые желания людей. Они хотели от него власти, богатства, свободы. А Иисус призывал к покаянию и чистоте жизни. Его мучили и убили… Бог открыл верх смирения – Он пострадал и умер как человек, но человек вместе с Богом воскрес. Не могли узы смерти удержать Спасителя мира!

Так вот, причащаясь Тела и Крови Христа во время Литургии, мы становимся участниками Его воскресения, чтобы и наши тела воскресли в преображенном и нетленном виде в великий день Его Второго пришествия для вечной и радостной жизни. Преображение человека начинается уже в этом мире через святую Евхаристию.

Само распятие Господа, Его унижение, обернулось славой и победой. Поэтому Крест с первых дней христианства почитается верующими. В древней Византии август был месяцем эпидемий и болезней, так как на жарком востоке совсем кончалась вода. Поэтому верующие крестными ходами носили (отсюда «изнесение», а более древнее слово - «происхождение») Честное Древо по улицам Константинополя и укрощали им заразу. Эта традиция перешла со временем в праздник Изнесения Честнаго и Животворящего Креста Господня, который мы отмечаем 14 августа.

Обычай освящать мед не имеет никакого богословского осмысления. Просто к этому времени откачивали первое сладкое лакомство. А так как 1 август по старому стилю – это и день водосвятия, то новоосвященой водой окропляют с молитвой и мед. Хотя для верующего сердца и само вещество меда может служить символом и напоминанием о сладости и радости будущей жизни небесной, о Божией любви и милостях. Лишь бы все эти добрые обычаи не наполнялись магическим и суеверным смыслом, а также не трактовались в духе «заветов старины глубокой».

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен