Проповедь Предпразднство Рождества. В преддверии Рождества

Предпразднство Рождества. В преддверии Рождества

Александр Невский

«Рождество… Чудится в этом слове крепкий морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне — Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите! (т.е. встречайте) – слышится хруст морозный. Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце», - таковы детские воспоминания Ивана Шмелева, описанные им в «Лете Господнем». Эта искренняя и светлая книга погружает нас в радостный мир детской веры, полной открытий и надежд. Наверное, для многих зимние детские воспоминания связаны с празднованием Нового года, елками и хлопушками. Но вспомним о том, чем жили наши предки. Содержание этих предпраздничных дней было наполнено не походами в магазины и планированием праздников, а молитвой. В Церкви есть замечательная традиция – большим праздникам, таким как Рождество Христово, Крещение, Успение и многим другим, предшествует особое время, когда через богослужения этих дней открывается глубокое значение праздников. Это время так и называется – предпразднство.

С 2 января Церковь вступает в Предпразднство Рождества. И конечно, чего здесь можно ожидать в богослужении, кроме торжественных и величественных песнопений, прославляющих Рождение Спасителя Мира? Но, если мы сравним богослужебные тексты этих пяти дней, то увидим, что они поразительным образом похожи на службы Страстной Недели – самого скорбного времени церковного года, когда во всей полноте вспоминаются страдания Христа. Как это объяснить? Самый торжественный праздник зимы, вдруг облекается в такие трагические тона: рождественский сочельник – это день строгого поста, совершается богослужение, почти такое же, как в Страстную Пятницу.

Для объяснения такого необычного сравнения достаточно взглянуть на икону Рождества Христова. Богочеловек родился не у теплого домашнего очага – а в пещере для скота, потому что Его Матери не хватило места в гостинице, когда святое семейство пришло в родной город Вифлеем, чтобы принять участие в переписи населения.

Чтобы понять смысл этой пещеры, нужно знать, как хоронили мертвых в древнем Израиле. Их не предавали земле, как принято у нас, а погребали в пещерах, заваливая вход тяжелым камнем. В такой пещере похоронили и распятого Христа. Так вот родившийся божественный Младенец, уже в момент Своего появления на свет показывает, ради чего пришел Он в этот мир – не для того, чтобы царствовать на земле, но для того, чтобы исцелить падшего человека и подарить ему Небо.

Его спеленали, подобно тому, как пеленали тканью и умащали благовониями тела покойников. У него не было даже детской кроватки: Мать положила Младенца Иисуса в кормушку для скота, словно в гроб… И волхвы принесли Ему не простые дары. Золото, как Царю, но при этом еще и ладан и смирну – неотъемлемые атрибуты погребального обряда у евреев того времени.

Христос родился на этой земле как Младенчик, чтобы человек мог взять Бога на руки, чтобы мог полюбить Его, как Сам Господь до того возлюбил человека, что забыл Себя, став Одним из нас. Уже в этот момент Он знал, какая участь ждет Его в этом мире, что даже день рождения был исполнен предвозвещением мучительной смерти, которую претерпел Господь ради спасения людей.

«Сегодня рождается от Девы Тот, кто рукою Своею содержит все творение. Пеленами, как будто земной человеческий младенец, повивается существом неприкосновенный Бог. В яслях лежит, Утвердивший в начале небеса, словом Своим. От груди молоком питается, Тот, Кто в пустыни давал манну людям. Волхвов призывает Жених Церковный, дары их приемлет Сын Девы…» - это песнопение Рождественского Сочельника.

А вот песнопение Страстной Пятницы: «Сегодня висит на Древе (т.е. Кресте) Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом венчается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую облачается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы…».

Церковь напоминает нам о том, что за величайшем торжеством Рождества Христова, придут и Его Страсти. Напоминает это не для того, чтобы людям стало грустно, а для того, чтобы глубже понять любовь Бога к человеку.

На иконе Святой Троицы Андрея Рублева изображен так называемый Предвечный совет Божества: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». А на престоле уже стоит чаша. Чаша страданий, которую придется испить Богу вместе с человеком, потому что последний отвернется от Него. Господь заранее знал, что человек оставит Его, что откажется жить по божественным законам… Но все равно творит людей. Что это? Неудача Бога? Нет! Просто человек только тогда учится любить, когда почувствует всю тяжесть и муку одиночества.

Рождество Христово – это Божий ответ человеку. Ответ на его падение, на то, что человек убежал из рая. Бог пришел на землю искать его, чтобы сказать, что мы не одни в этом мире, мы нужны Ему. Он принял мир и человека со всем несовершенством, в который мы превратили его, чтобы исцелить и изменить.

Именно поэтому, каждый раз вспоминая о Христовых страданиях и смерти, мы не должны забывать и о Его воскресении, чтобы воскреснуть вместе с Ним. Так и день Рождества исполнен надеждой на то, что младенец Христос родится и в наших сердцах.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен