Проповедь Похвала Пресвятой Богородице

Похвала Пресвятой Богородице

Александр Невский

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная!» - это церковное песнопение очень известно и наверное не нуждается в переводе. Смысл его понятен: христиане благодарят свою небесную Заступницу – Божию Матерь за все благодеяния, которые Она оказывала и продолжает оказывать человеческому роду и каждому человеку в отдельности. В эту пятницу (19 апреля) торжественные слова акафиста Царице Небесной не раз будут звучать на вечернем богослужении, накануне одного из самых радостных великопостных дней – Похвалы Пресвятой Богородицы.

В древней Византии, спустя столетия, после того, как христианство вышло из катакомб и получило всеобщее признание, императоры и народ особенно почитали Богородицу, как свою покровительницу. Это не случайно: Столько раз жители Константинополя терпели осады и нападения врагов, и всякий раз они оборонялись не только оружием, но и усердными молитвами к Богу, и главной Ходатаице за людей – Пресвятой Деве, проводя дни и ночи в храмах.

В IX веке при императоре Ираклии, столица империи вновь подверглась нападению персидских и скифских войск. Патриарх Сергий, обнес с крестным ходом икону Богородицы по стенам города, умоляя Господа о защите от врагов. На море в этот момент разразилась сильная буря, потопившая вражеские суда. Столица вновь была спасена. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою. В память об этом событии и был написан известный акафист. Сколько подобных событий было в истории Византии, России и других православных стран – не перечесть.

Но есть в этом празднике и другой мотив, касающийся не глобальных вопросов истории, а каждого из нас. Когда-то Ф.М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» очень верно сформулировал простую библейскую истину о человеческой душе: «Здесь Бог с дьяволом борются, а поле битвы – сердца людей».

Мы знаем Богородицу как победительницу не только в войнах, когда Она оказывала Свою небесную помощь верующим народам. Она – победительница в самой главной войне, которая многие тысячелетия ведется на нашей планете – войне за человеческие души.

Удивительное существо человек. Господь вложил в него земное и небесное, плоть и душу. Он – венец творения. Но беда в том, что человек слишком потянулся к земле, и плоть взяла верх над душой. Эта двойственность, вместо царского достоинства, по вине самого человека обернулась мукой. В нем вечный конфликт: вместо того, чтобы соединять Небо и землю, человек стал разрываться между ними, постоянно склоняясь то к одному, то к другому, пока Сам Бог не стал Человеком, чтобы соединить нас уже неразрывно.

В Богородице мы видим воплощение этого идеала – простая земная Девушка стала Небожительницей. Она одержала самую главную победу в жизни – победу над грехом. Но как, каким образом?

Христианство полно парадоксов. Здесь Бог становится человеком, а человек призван стать богом. Здесь Сын Божий рождается от Девушки, не знавшей мужа. Здесь Спаситель мира предстает перед людьми бедным Плотником с учением, выходящим за рамки простого людского понимания: блаженны кроткие, плачущие, алчущие... Наконец, Сам Царь мира терпит позорную казнь от противящихся Ему людей. Его судят беззаконным судом, поносят и издеваются, пригвождают к кресту... Господь увидел полный крах Своей проповеди: ученики разбежались, мир ополчился против Бога...

Но самый большой парадокс состоит в том, что Его поражение стало победой. За смертью последовало Воскресение и Вознесение. "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Евангелие от Иоанна 16, 33), - сказал Господь ученикам. Он победил мир не божественной властью и всемогуществом, а смирением – до конца отдав Себя людям.

Богородица, которую Церковь именует «Честнейшей Херувим» (т.е. в по Своей чести высшей ангелов) стала Царицей Небесной именно за Свое смирение. В духовной борьбе иные правила. Вместо того, чтобы добиваться своего всеми силами, Матерь Божия доверила Свою жизнь Богу. У нее был опекун Иосиф, который считался мужем Пречистой, но не знал ее как муж. Что будет, когда откроется Ее беременность? Она решила полностью посвятить Себя Богу, а ангел возвестил, что Она станет Матерью. «Тебе Самой оружие пройдет душу» - предсказал Деве Марии старец Симеон. Какого Ей было видеть, как Сына предают и распинают? Но Богородица забыла Себя ради высокой миссии Боговоплощения, показав тем самым, что все, за чем мы так гоняемся в этой жизни: деньги, слава, уважение... – лишь мираж, который меркнет перед лицом вечности. Не зря основная тема акафиста – Благовещение. Именно в нем открылся подвиг Царицы Небесной. В христианстве есть только один путь, пусть и выраженный разными формами – это путь смирения, то есть самозабвения ради Бога и ближних.

Сейчас на дворе Великий пост. Время вспомнить о том, ради чего мы живем на свете, соизмерить свою повседневность с великим Божием замыслом о каждом из людей. «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

Легко любить Бога и весь мир в общем, но гораздо сложнее сделать это в обыденной жизни. Пост это время хоть и малого, но подвига. Сложно, а может быть, и невозможно из суеты будней переключится на духовное измерение. Поэтому нужно делать это постепенно. Увидеть в себе крупные недостатки и начать бороться с ними (в том, чтобы увидеть, могут помочь ближние и Евангелие). А корень зол всегда один – эгоизм и гордыня, правда, в разных проявлениях.

Забыть себя – подвиг, но он начинается с малого. Когда ради Бога мы отрываем время от привычных занятий, чтобы помолиться, сходить в храм, исповедоваться и причаститься. А ради ближнего можем не отвечать злом на несправедливость, или потерпеть немощи других людей, не осуждать всех и вся. Когда отдаем что-то свое, будь то внимание или что-то вещественное. Так мало-помалу духовное зрение человека проясняется, и он уже готов с радостью нести большие подвиги, не забывая призывать на помощь Пречистую Богородицу – Победительницу духовных браней.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен