Проповедь Петров пост

Петров пост

Александр Невский

Один современный нам подвижник – старец Паисий Святогорец, часто повторял: «Каждый человек получит, непременно получит от Бога, от святых небесных покровителей ответ и помощь, если приложит к этому хоть небольшое собственное усилие, чтобы изменить себя в лучшую сторону». И этот же старец рассказывал: «Однажды пришел один человек и просил меня помолиться за его ребенка, который был тяжело болен.

- Я что-нибудь сделаю, - сказал я ему, - но должен и ты помочь. Конечно, ты не умеешь ни молиться, ни постится, ни класть поклоны и т.д. Но избавься от одного своего недостатка.

- Какого недостатка, батюшка? – спросил он меня.

- Брось курить, - сказал я ему.

Он внимательно выслушал меня, и, когда я открыл ему церковь, чтобы он зашел приложиться к иконам, незаметно для меня он оставил на одной из скамеек пачку сигарет и зажигалку. Как он рассказывал через некоторое время, ребенок его выздоровел».

Таких примеров можно привести сотни. Для человека церковного здесь нет ничего удивительного. Господь любит нас и желает нам счастья. Но Он так устроил этот мир, что счастлив человек может быть только с Богом. А мы, как правило, погружены в суету собственной жизни: столько дел, столько проблем и забот. Как в такой сложной и тяжелой жизни можно помнить о Господе, тем более как-то пытаться изменить себя в лучшую сторону? Но Он не оставляет человека бегать как муравья среди этого мира, Он стучится в дверь его сердца разными способами. Однако, люди настолько глухи к этому стуку, что иногда остается только одно средство – скорби и болезни.

Это может показаться жестоким – как Бог, которого Священное Писание называет Любовью, может приносить человеку страдания? Ответ на этот вопрос прост: Господь любит человека по родительски. Как любящий отец рано или поздно все-таки оторвет своего сына от компьютерных игр и выгонит во двор играть с другими мальчишками в футбол, хотя бы сыну и казалось это жестокостью, так и Бог рано или поздно говорит человеку: «Очнись». Это бывает сказано болезнью или несчастьем, но Он понимает, что делает это во благо, дабы мы, наконец, поняли, где в нашей жизни главное, а где второстепенное.

Из личного опыта многие люди могут сказать: первое, что приходит в голову, когда нападают неудачи – идти в храм или просто помолиться, часто мы даже неосознанно говорим: Господи помоги!

Таким образом, человек призван постоянно меняться в лучшую сторону, стремиться к Богу, бороться со злом, которое есть внутри него. И, зная нашу немощь в этом деле, Церковь установила в году специальное время, когда человек должен задуматься о вечном, задуматься, не дожидаясь, пока ему будет послана какая-то беда. Оно называется «пост». В году их четыре, и на этой недели наступает Петров пост, который продлится до 12 июля – дня памяти святых апостолов Петра и Павла.

Ограничить себя в пище – вроде небольшая жертва, но это уже начало угождения Богу, ведь даже видя малое человеческое движение в Свою сторону Бог немедленно протягивает человеку руку помощи. Но почему так ценится это ограничение в еде? Разве в пище животного происхождения есть грех? Нет. Однако такая тяжелая пища делает человеческую плоть тяжелой и неспособной не молиться, ни размышлять о духовном. Пост как бы утончает нашу плоть, а в месте с ней и душу, облегчает их и человеку становится проще увидеть Бога. Растительная пища ничуть не ослабляет человека – это знают все, кто хоть раз постился продолжительное время, напротив, ощущается прилив сил и творческой энергии, становится легче жить.

Не только легкость приносит пост. Пост – это средство борьбы со страстями. Сколько мы угождаем своему желудку? Прилавки магазинов ломятся от разнообразия лакомств, а так хочется попробовать и то и это, и порой человек объедается так, что двигаться тяжело. Вроде небольшой грех, но на самом деле апостол Павел говорит, что тот, кто служит своему чреву, не может служить Богу. Он приравнивает чрезмерное насыщение плоти к идолослужению… Это пример с одной страстью, но если внимательно заглянуть в свое сердце, то можно обнаружить там огромное количество разнообразного зла.

Церковь предлагает нам потратить это время с пользой для своей души: принести искренние покаяние и с помощью Божией направить свою жизнь в сторону добра.

Но пост не должен превращаться в обычную диету. Телесная составляющая – лишь небольшая часть этого труда (как пишет один современный богослов, пост – это борьба за человеческое в самом себе). Пост для души – это ограничение своего гнева, злости и ненужной раздражительности. Это кажется сложным. Ведь у любого человека есть в окружении тот, кто вызывает у него раздражение или насмешки, а может быть какие-то еще негативные чувства. И вот время поста – это время для прощения, для того чтобы мы научились принимать людей такими, какие они есть.

То есть самое главное – это сдвинуться с места в нашей духовной жизни, чтобы в душе нашлось хоть немного места для Бога и окружающих людей. Поэтому молитва – это, наверное, самое главное, что есть в посте. Всегда не хватает времени, сил и желания, но без молитвы, без церковных таинств Исповеди и Причащения человек сам ничего не сможет поделать со своей душой.

Итак, пост - это шаг человека навстречу Богу. Наши предки хорошо это знали. Ни одно важное дело на Руси не начиналось бес поста. Постились перед сражениями воины и полководцы, постились во время эпидемий или голода, даже перед тем как пахать поле. И не удивительно, что наша русская история знает столько необычайных примеров неожиданных, чудесных поворотов, когда явно чувствуется Божья Рука, которая изменяла ход событий. Наши предки хорошо понимали, что пост и молитва – это средства, чтобы быть услышанными Богом.

Из книги Деяний Святых Апостолов известно, что апостолы постились и молились перед каждым важным делом: перед тем как отправиться в новые страны, как рукоположить епископа или священников. Таким образом, пост сопутствует Церкви с момента ее основания.

Апостолы Петр и Павел, называемые Первоверховными, за их неоценимые труды по распространению христианства в мире, в собственном сердце испытали, как Господь может изменить сердце человека. Так, Павел был воспитан в строгих иудейских взглядах, имел хорошее образование, и когда узнал о существовании христиан, которые стали появляться в Израиле после Воскресения Христа, то обрушил на них свой гнев, потому что считал их предателями веры предков. Взяв разрешение на преследование христиан, он хотел ездить по городам палестины, чтобы расправиться с ними. Но однажды ему на дороге явился Христос, Он задал ему простой вопрос: «Зачем ты гонишь Меня?». И эта встреча с Господом стала для него началом новой жизни – Павел стал проповедовать Христа по всей земле и дол конца жизни был предан Ему.

Петр, напротив, с самого начала был с Господом в числе его учеников. Но после того, как Христа стали преследовать, схватили для казни, пытали, Петр, как и другие ученики оставили его, более того – он три раза публично отрекся от своего Учителя. Через некоторое время после Воскресения Петр встретил на берегу озера Иисуса. «Любишь ли ты меня?» - спросил Господь. «Ты знаешь Сам, что люблю» - Ответил Петр. И эти слова словно обновили его сердце. Петра и других необразованных рыбаков, которые скрывались от преследования и боялись выйти на улицу, Бог сделал просветителями Вселенной. Но до конца своей жизни Павел, Петр и другие апостолы, несмотря на все чудеса, которые происходили с ними считали себя несовершенными и грешными, они стремились к Богу и употребляли для этого все те же известные средства – пост и молитву.

Христос способен изменить сердце каждого человека, лишь бы сам человек этого захотел.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен