Проповедь О православном храме

О православном храме

В Православной Церкви принято праздновать не только память святых подвижников. История знает не мало событий, когда Господь помогал людям справиться с врагами, пережить бедствия и эпидемии, например, несколько раз в году вспоминаются различные землетрясения, во время которых, по усердной молитве христиан, Господь или Матерь Божия являли свои милости и спасали тысячи жизней.

17 ноября отмечается Воспоминание освящения храма Святой Софии в Киеве. Это один из древнейших соборов Руси, который был построен на заре христианства славянских народов, но до сих пор сохранил свой величественный вид.

Когда послы князя Владимира вернулись из Константинополя, чтобы рассказать ему что такое православная вера, то первыми их словами были впечатления от посещения храма Святой Софии в столице Византии: « «…И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Спустя годы, когда крестилась Русь, князья и народ начали строить на русской земле величественные и прекрасные храмы, многие из которых до сих пор поражают своей архитектурой и дышат святой древностью. Для русского человека дом и храм всегда были центром повседневности, центром жизни.

Времена меняются, меняются взгляды. Сегодня, несмотря на то, что во многих городах и селах воссозданы, после семидесяти лет безбожия, православные храмы, общение человека с Богом часто ограничивается тем, что родители приносят его в храм крестить, а спустя десятилетия, дети приносят отпевать.

Очень часто такое отношение к Церкви объясняется тем, что в храме много непонятного, что человеку сложно участвовать в богослужении, когда он не понимает, что происходит вокруг.

Действительно, язык православного богослужения современному человеку мало понятен. Но тысячи людей тратят треть своей жизни на изучение наук, языков и разных дисциплин, чтобы устроится в жизни, иметь хорошую работу или занять положение в обществе. Так что же мешает приложить хоть немного усилий, чтобы стать обладателем большого богатства – понимания языка молитвы? Конечно, можно молиться и своими словами, но церковные молитвы - это некий камертон, по которому душа человека настраивается на нужный лад. Они написаны святыми людьми, проводившими в молитве долгие часы, дни, а иногда и всю жизнь. Православные молитвы – это школа общения с Богом, в которой учатся всю жизнь. Как важно осознавать, что этими же молитвами молились Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Матрона Московская и Иоанн Кронштадтский. Ими молись наши прадедушки и прабабушки и есть надежда, что будут молиться и наши дети. Богослужение связывает время и поколения. В этом мире все меняется каждую минуту, но есть в нем островок вечности – Церковь Христова.

Как же научиться понимать язык богослужения? Не нужно садиться за учебники церковно-славянского языка, все намного проще – нужно просто посещать службы и открыть свое сердце Богу. Каждый человек, который более или менее долго посещает храм и молиться дома, подтвердит, что сам того не осознавая, начинает понимать язык молитвы.

Храм – это место общения человека с Богом. И важно осознать, что все в нем сделано для того, чтобы это общение облегчить, вырвать человеческую душу из повседневной суеты и направить мысли и сердце ко Христу.

Иконы и свечи, ладан и песнопения – все это средства возвысить душу, поэтому нужно помнить, что Господь всегда смотрит на сердце. И когда мы ставим перед иконой свечу, это призвано напоминать, какой горячей и мягкой должна быть человеческая душа, обращающаяся к Богу. Да и Господь, Богородица и святые – не просто изображения. Через образ мы обращаемся к Первообразу. Православные целуют иконы, как целует человек фотографию близкого родственника или любимого, которого сейчас нет рядом, но духовно они родные люди, несмотря на расстояния. Мы молимся не иконам, а людям, которые на них изображены. У каждого была своя судьба, свой путь к Богу: кто-то был монахом, кто-то многодетной матерью, купцом или солдатом, поэтому к святым врачам Пантелиимону, Косьме и Дамиану мы обращаемся в болезнях. То есть, нет такого понятия в Церкви, что этот святой отвечает за такую-то жизненную проблему, а тот – за другую. Все святые - Божии друзья, а значит их молитва ближе к Господу, чем наша. Просто Николай Чудотворец когда-то помог мореплавателям во время бури, поэтому проще обратиться к нему, чтобы полет на самолете прошел без «приключений».

Покупая что-то в храме или жертвуя деньги, надо помнить о том, что это здание нужно отапливать, платить за электричество, ремонтировать. То есть небольшая жертва за свечи и записки - это не прихоть священнослужителей, а жизненная необходимость.

Но все же самое главное, зачем человек приходит в храм – это не свечи и записки. Церковь строится ради Евхаристии, ради того, чтобы община верующих людей могла совершать Литургию, могла причащаться Тела и Крови Христовых.

В храме Господь не просто присутствует, как в остальном мире – здесь Он среди Своего народа – Церкви. Именно здесь Спаситель встречается с человеком, чтобы исцелить его душу, израненную грехами. «Тот кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. (от Иоанна 6:56). Что может быть выше этого общения, когда в наших телах течет Кровь Христа, которую Он пролил за наши грехи? По словам Самого Спасителя, тот кто не причащается – не имеет в себе жизни, нет не простой жизни, которой живет большинство, а Жизни вечной. Евхаристия – это возможность изменить душу и соединить ее с Богом, а значит, изменить судьбу, саму жизнь. Литургия в большинстве храмов совершается утром в воскресенье, а часто и в другие дни.

Нас окружает множество древних и прекрасных храмов. Колокольным звоном они зовут души к Богу, а золотые купала – как огромные свечи сияют под небом. Господь призывает каждого человека стать живым храмом, полным веры и любви, и пусть каменные церкви станут местом, где созидаются святые храмы человеческих душ.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен