Проповедь Новомученики. 5 февраля – память пострадавших в годы гонений за веру Христову

Новомученики. 5 февраля – память пострадавших в годы гонений за веру Христову

Новомученики и исповедники российские не совсем вписываются в наше обычное понимание святости. Для нас святой – это человек не от мира сего, от рождения несший аскетические подвиги, некий недостижимый простым смертным идеал. А те, верующие люди, которые пострадали от безбожной власти в советский период, они такие же как мы. По сути это наши прабабушки и прадедушки. Также ходили в церковь, также молились. Правда, когда их поставили перед выбором: Христос или жизнь, они выбрали Господа.

Не стоит, однако, думать, что этот выбор очень легко дается человеку. Мы знаем, что тысячи людей выбрали вечность, отдали свои жизни. Но сколько было и тех, кто, пожалев себя, отрекся от веры? Не меньше.

Вот рассказ одного человека, прошедшего через ГУЛАГ и не выдержавшего пыток: «Самое трудное не пытки. Они могут начать пытать вас сегодня, а завтра еще кого-то, и у вас будет время для отдыха. Но они всегда, как бесы, внимательно наблюдают за вами и хотят любой ценой заставить вас сказать ложь или хулу на Бога. У них нет времени бить вас каждый день с утра до вечера, но они могут заставить вас сказать что-нибудь против вашего друга или против Бога. Когда вас пытают, после часа или двух часов страданий боль начинает стихать. Но после отречения от Бога от одного сознания, что ты предал Бога, боль не прекращается. Духовная боль несравненно мучительнее телесной. Что делать человеку после этого, чтобы не сойти с ума? Только молиться, без покаянной молитвы невозможно выжить". Этот человек вспоминал не пытки, а самую горькую на свете потерю – отречение от Бога, от Жизни.

Мученичество – это не единичный акт. Человек, который живет только своими земными интересами, (пусть даже называет себя православным, ходит в храм, причащается) едва ли устоит в вере. Для него самое главное здесь, на земле, а Бог, Он где-то там, на периферии сознания. Только тот, кто всеми силами души стремится быть с Господом, останется верным до смерти.

Жития большинства новомученников похожи. Обычная жизнь епископа, священника или мирянина прервалась арестом, сфабрикованным обвинением по противодействию власти и антирелигиозной пропаганде, затем пытки, расстрел… Тысячи обычных людей…

Известно, что в лагерях и тюрьмах они совершали богослужения по памяти. Читали друг другу отрывки из Евангелия, кто что помнил, в них была настоящая жизнь, такая, что иногда надзиратели и конвоиры начинали сочувствовать своим арестантам, как это было, например, с царской семьей. Такая любовь к молитве, к богослужению не появляется вдруг – это результат жизни в Церкви.

Как важно нам, наследникам наших дедов сделать выбор: наследники ли мы того «стабильного» и «благополучного», как часто его называют, прошлого или настоящей, живой веры, за которую умирали наши предки, с которой шли защищать Родину (как известно, поле начала войны возобновилось богослужение в большом количестве храмов), которой отдавали всю жизнь. И если сегодня большинство русского населения называет себя православными, то нужно помнить, что Православие – это не только носить нательный крестик. Православие – это жизнь с Богом и в Церкви.

В девяностые годы даже появилось такое понятие «воцерковленный верующий», т.е человек, который живет по законам Христовой Церкви. Эта жизнь может начаться с малого. Церковная действительность часто представляется унылой, полной лишений и самоограничений. На первый взгляд да. Но Господь требует от человека по его силам. И начать воцерковление можно с того, что приготовится к Исповеди и Причащению. Это самые важные Таинства, которые собственно и делают человека православным. Не менее значима для духовной жизни молитва. Есть специальное молитвенное правило, которое читается утром и вечером. Оно занимает всего около двадцати минут, но эта маленькая жертва Богу своего времени и сил дает мощный толчок человеческой душе на пути ко Христу.

В молитве человек разговаривает с Богом, но у нас есть возможность услышать ответ. Его дает Евангелие. Не зря ведь говорят, что через Священное Писание Бог говорит с человеком.

История знает, что до революции, при последнем русском императоре было небывалое строительство храмов, возрождение монастырей. Но вместе с тем в Россию проник, так называемый дух «свободы». Жаль, что свобода эта была не свободой творчества и созидания, а свободой греха. Открывались «дома терпимости», распространялось пьянство, курение, азартыне игры. Россию захлестнула волна оккультизма и теософии.

Как похожа эта картина на сегодняшнюю ситуацию, когда через все возможные источники нам прививают культ денег, показывают насилие и разврат и выдают это за норму жизни, так, якобы было всегда. Когда в тридцати метрах от храма строят ночной клуб или кабак.

Новомученики открыли этому миру правду, что существует иная реальность, по сути более реальная, чем наша повседневность – духовное измерение. Что ценнее всего на свете человеческая душа, и только с Богом она может быть счастлива. За это счастье по-настоящему верующие отдавали свои жизни.

Известно письмо, отправленное, в столицу царской дочерью из Тобольска: «Отец просит передать всем, на кого он может иметь влияние, чтобы они не мстили за него, что зло, которое в мире, будет еще сильнее, но не зло победит, а любовь».

А княгиня Ольга написала в своем дневнике стихи-молитву, которые без сомнения можно назвать гимном всех пострадавших за Христа:

«И у преддверия могилы

Вложи в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов».

Любовь действительно способна победить любые обстоятельства, саму смерть. Но любви не может быть без Бога в сердце, а взрастить ее в сердце можно только прибывая в Церкви.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен