Проповедь Неделя всех святых

Неделя всех святых

Когда речь заходит о святых людях, то в сознании часто всплывают стереотипные образы. Кажется, что святой – это человек не от мира сего, с ангельским взглядом и изящными жестами. Куда же нам, простым смертным, гнаться за этим идеалом, когда вокруг столько зла и порока... Но, вздыхая о неосуществимости евангельского идеала в жизни, нужно вспомнить одну простую вещь. Дело в том, что мы часто сводим христианство к идеям, нравственным правилам, этическим нормам и т. д. Все это, несомненно, есть, но Православие не сводится к моральному кодексу.

В прошлое воскресение церковь праздновала день Пятидесятницы – день рожденья Церкви. Не случайно и день всех святых отмечается в первое воскресенье после этого праздника, пока еще свежи воспоминания. А воспоминания эти очень важны для того, чтобы понять, что же такое святость.

Три года апостолы ходили с Христом по пыльным дорогам Палестины, призывая людей к покаянию. Ученики Господа видели Его чудеса, удивлялись Его учению, в конце концов, сами получили власть изгонять бесов и исцелять болезни. Но зачем тогда нужно было ждать еще полтора месяца после Воскресения, чтобы открыть всему миру эту радостную весть? Что не хватало им для проповеди или написания Евангелия: знаний, уверенности или чего-то еще? Ответ мы находим именно в Пятидесятнице. Им не хватало внутреннего преображения, а именно дара Святого Духа.

Нравственный закон знали и до Христа – в древности именно в день пятидесятницы Господь дал Моисею закон на Синайской горе, но предсказал через пророка, что придет день, когда «вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Книга пророка Иеремии 31: 33). Именно сила внутреннего преображения Святым духом открыла в простых рыбаках такой потенциал веры, что они бесстрашно обошли всю тогдашнюю цивилизацию – Римскую империю.

Так вот, дело не в том, что апостолы были какими-то особыми людьми-небожителями. Мы с ними сделаны из одного теста. Разница только том, что их тесто живое – в нем не только есть закваска Святого Духа, но они и все святые дали возможность этой закваске действовать. Они смогли через всю жизнь пронести неугасимый огонь веры и вместе с ним взошли к Богу.

День всех святых – это праздник и всех грешников, потому что каждый из нас призван к этой жизни «с избытком», как выражается Евангелие. Каждый из нас потенциально свят. Кто стал святым еще при земной жизни Христа? Великие постники и молитвенники? Возможно, но на страницах евангелия мы читаем о блудницах, мытарях и разбойниках, которые в одно мгновенье преображались. Почему? Потому что понимали, что кроме Христа никто не может вытащить их из этой греховной ямы, в которую попадают тысячи людей.

Один современный святой – афонский старей Иосиф Исихаст очень точно выразил мысль о том, что отличает грешника от святого: «Всякий, кто желает получить благодать, чтобы Бог дал ему дар, должен, во-первых, хорошо познать свое собственное существо. Потому что у каждой вещи есть начало, и если не узнаешь начала, не окажется тебе в конце и добра. Итак, и начало и истина - это познать, что ты ничто, ноль, и из ничего произошло все. Бог сказал, и стала земля, и, взяв землю, создал человека: без души, без ума простого глиняного человека. Это само твое собственное существо. Это все мы».

Эти слова вводят в недоумение. Христианство, которое так высоко ставит человека, которое говорит о том, что Сам Бог не погнушался стать Человеком, вдруг говорит, что все мы ноль, ничто… Но Старец отнюдь не призывает нас заниматься аутотренингом, повторяя: «я самый великий грешник на земле» - эта мысль, если она искусственна, далека от христианства. Он просто призывает вспомнить историю человека.

Как Господь взял землю, вдохнув в нее дыхание жизни, Он создал людей. Создал, чтобы человек стал самым удивительным существом на земле – имеющим земное тело и небесную душу, наслаждающимся благами земли и вкушая радость Неба, общаясь с Богом. Но, вспоминает и еще один момент человеческой истории – роковой, когда человек, созданный из глины, вдруг возомнил, что без Бога он что-то значит. Он поставил себя в центр мира, нарушив самый главный закон – закон любви, который не знает слова «Я», там может быть только «мы». Увы, но много веков назад, человек отвернулся от Бога и остался наедине с самим собой. «Земля еси и в землю отыдеши…».

Но вспоминает святой старец и еще один величайший эпизод человеческой истории – Бог не оставил нас. Человек не смог сказать Господу «мы», поэтому Сам Бог сделал это. Он стал таким же как все люди, кроме греха, окунувшись в трагедию человеческого рода, но не с тем, чтобы погибнуть с нами, а для того, чтобы вновь открыть человеку путь от земли на небо.

Богочеловек Христос сделал то, что не смог сделать Адам – навсегда соединиться с Богом в союзе любви, для вечной и радостной жизни. В нем Человек и Бог неразрывны, а через Христа и каждый из нас становится Божиим чадом. Христос открыл нам тайну Божественной Троицы: человек сотворен Отцом, спасен от смерти Сыном, и вновь возвращается к Богу Святым Духом.

Все начинается с познания самого себя. Пока в человеке живет гордость, пока он думает, что что-то может без Бога, то вся его жизнь идет под откос. Пусть Он строит прекрасную карьеру, зарабатывает миллионы, имеет здоровье и прекрасных друзей – все это временные вещи, но как велик риск потерпеть неудачу в вечности, просто отвернувшись от Христа. Как велика опасность, что все ради чего мы жили, что полагали целью своего бытия, окажется лишь воздушными замками перед лицом вечности.

Все начинается с познание себя. И до тех пор, пока мы не посмотрим внутрь своего сердца, и не поймем, отчего так настойчиво нас хочет спасти Бог, а говоря простым церковным языком «не покаемся» - то не сможем понять, что путь на небо открыт каждому человеку. Святой отличается от грешника тем, что он услышал призыв Господа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Евангелие от Матфея 11, 28-30).

Все зависит не только от личных качеств человека, а от его открытости, готовности предать себя в руки Божии, и действовать вместе с Ним, как доказали это тысячи людей, ставших святыми.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен