Проповедь Неделя всех российских святых

Неделя всех российских святых

Много веков прошло с тех пор, как святой апостол Андрей Первозванный, водрузил на Киевских горах крест, и сказал "На этих горах воссияет благодать Божия". Конечно, слова его были не пустыми, апостол знал, что пройдет много времени, но семечко, посеянное им, прорастет и даст обильный урожай. Знал он, что языческие славянские племена станут великой державой, называющей себя Святой Русью.

Что собой представляет язычество? При этом слове представляются полудикие люди, пляшущие вокруг костра, приносящие жертвы своим богам, имеющие весьма далекое от истины представление об окружающем мире. Такое бывало в древности, но корень язычества не в этом. Оно является очень удобной религией, когда человек не ставит перед собой вопросов бытия, а ему просто требуется удовлетворить какие-то свои потребности, материальные или душевные. Тогда человек готов обратится к каким-то сверхъестественным силам, надеясь от них получить помощь, защиту и решение проблем. Так наши предки придумали богов, соответствующих характеру их самих: порой гостеприимных, отважных и честных. Порой вероломных, жестоких и лукавых. Например, служа грозному Перуну, славяне предпринимали походы на своих соседей, вели войны, а при нападении врага надеялись на его защиту.

Во многом «набор» богов был одинаков у большинства народов. Это неудивительно, ведь потребности человека в этом мире не зависят от его национальности. Покровители земледелия, домашнего очага, скотоводства и многого другого, чем жили наши предки. Но не стоит думать, что язычество это религия неграмотного, необразованного человека. В наш просвещенный век, сколько вокруг проявлений язычества: астрология и гороскопы, претендующие на роль путеводителей человека по жизненным путям; многочисленные «целители и ворожеи», обещающие подарить здоровье, приворожить любого по фотографии; йоги, фен-шуи, и сколько людей верят в какие-то совершенно нелепые приметы, сны, гадания и сглазы. Это можно считать безобидным развлечением, но очень многие руководствуются в своей жизни именно ими, а некоторые люди даже свою судьбу ставят в зависимость от расположения планет. Все они привлекают тем, что обещают: исполнив какого-то ритуал или просто заплатив деньги, человек получит исполнение своего желания. При этом от него не требуется менять что-то в своей душе. Язычество редко вмешивается во внутренний мир.

Богами могут стать и просто страсти – желание богатства или славы, положения в обществе, погоня за удовольствиями – что это, как не боги, которым человек служит каждый день, принося в жертву свое время и силы.

К сожалению, даже веру в Бога очень многие воспринимают, как шанс улучшить свое благополучие. Поставив свечку в храме или заказав молебен, человек, не знакомый с Православием, хотя возможно и крещенный, отнюдь не желает вступать в какие-то отношения с Богом. Он просто хочет исполнения своей просьбы. Господа или святых он рассматривает как источник всех благ, здоровья или решения проблем. И, наверное, будь поблизости мечеть или буддийский дацан, он и туда пошел бы с той же целью.

У человека есть не только материальные, но и духовные потребности. Религиозность свойственна всем народам. Но нежелание понять истинную веру часто приводит в храм людей, у которых в жизни вроде бы все хорошо, но есть какая-то пустота в душе. Но и здесь есть ловушка – просто отстояв воскресную службу человек может удовлетворенно заключить, что и с Небом у него теперь все в порядке, можно бежать по своим делам. Увы, даже христианство можно превратить в язычество, если свести его к внешнему исполнению обрядов, не впуская Бога даже на порог своей души.

Конечно, такие соблазны есть перед каждым человеком, был он наверное и князя Владимира, выбиравшего религию для своего государства. Но как показывает более чем тысячелетняя история Святой Руси, русский народ воспринял Православие во всей ее полноте. Пример самого святого князя, до крещения бывшим человеком пресыщенным земными благами – властью, богатством, имевшим несколько жен и т.д. Из сладострастного юноши он превратился в святого мужа, ставшего образцом для своего народа. Могла ли произойти эта перемена, если бы он воспринял Христа лишь как одного из богов в своем пантеоне? Но князь Владимир отдал Господу всю свою душу, а власть и богатство больше не стали владеть им, теперь с их помощью он дал другим людям возможность услышать спасительные слова Евангелия. Он не просто принял новое мировоззрение и стал исполнять другие обряды, а выбрал новую жизнь.

Русь стала называть себя не Святой не потому что русский народ был безгрешен, но потому что святость стала идеалом, мерилом жизни народа и отдельно взятого человека. Сколько святых дала Русь миру! При этом они не воспринимались народом как какие-то странные люди, ничего не понимающие в жизни, а просто бегущие от нее в леса и пустыни. Нет, к ним тянулись, шли за советом и помощью, пытались подражать их жизни, а после смерти окружали почитанием. Мы видим в православном календаре множество людей самых разных сословий, душевного склада, но их всех объединяет огромное личное стремление ко Христу, истинной вере и свободе.

Князья и цари, которые свое правление сделали созиданием а не разрушением; святители и ученые монахи, сеявшие и растящие Истину; юродивые, говорившие правду сильным мира сего; преподобные, стяжавшие благодать Святого Духа и как светильники сияющие в темноте и конечно новомученики отдавшие свою жизнь за Христа в ХХ веке – и это еще не все, ведь сколько благочестивых простых людей, крестьян или рабочих достигали святости в миру, исполняя служение, данное им Богом. В русском Православии удивительным образом сочетались любовь к Отечеству Небесному и Отечеству земному. В школе мы много слышали о том, что Россия дала миру столько великих ученых, поэтов, художников. Но, наверное, еще больше она дала святых людей.

В наше время многие люди вновь находят дорогу к храму. Каждый по-своему. Беда или болезнь, а может радость, и благодарность ведут человека к Богу. Кого-то желание понять и осмыслить свою жизнь, всего не перечислишь. Есть так же мнение, что русский человек обязательно должен быть крещен. Это мнение конечно верно, ведь наши предки были православными и можно сказать, что оно у нас в крови. Но человек, руководствующийся для принятия крещения таким, очень не прочным основанием, должен спросить себя, готов ли он не просто принять крещение и жить дальше как жил, а поступить как наши предки – всей душой стремиться к Богу и Его Истине?

Святые земли российской близки нам по крови и конечно они молятся о всех нас, как о родных. Но как рассматриваются те идеалы, которыми они жили, в современном обществе? Есть ли в нас желание терпения, или напротив желание всеми правдами и не правдами отстаивать свои «права». Есть ли желание милосердия и сострадания, незлобия к окружающим или же они воспринимаются как слабость? Что для человека важнее: марка машины, на которой он ездит и в какой стране отдыхает летом, или его взаимоотношения с Богом и окружающими людьми?

Святой человек любит каждого обращающегося к нему, молится о всех. И разве не станет он ходатаем к Господу, чтобы у было у молящегося здоровье, мир в семье и т.д. Конечно да! Но как много теряем мы, когда только за этим обращаемся к ним. Как рады бы они были если бы услышали: «Святая Матрена Московская, помоги мне иметь такое же терпение и радость жизни в любых обстоятельствах, какую имела ты. Борис и Глеб, научите меня прощать каждого, кто оскорбляет меня или делает зло. Святая Ксения Петербургская, помоги мне с такой же любовью встречать всех, с кем пересекается моя жизнь…».

Русские святые – не какие-то недостижимые идеалы и исключения. Они жили в такой же стране, как и мы, часто в очень трудное для России время, но их главной чертой было не формальное принятие Православия, а искренние желание идти за Христом. Как сказал один из самых почитаемых в России святых – Серафим Саровский: «Мы не живем свято лишь потому, что не имеем к тому решимости». И действительно, часто боясь потерять что-то земное, мы рискуем потерять и Небесное.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен