Проповедь Молитва Ефрема Сирина

Молитва Ефрема Сирина

Александр Невский

Все больше россиян год от года старается соблюдать Великий пост. Но перед человеком встает вопрос: что самое главное в посте, что его отличает от простой диеты?

На этот вопрос проще всего ответить, прочитав молитву Ефрема Сирина, которая входит в употребление во время Великого поста. Она указывает на ключевые моменты в душе человека, способные преобразить ее. Эта молитва – путеводитель в духовном путешествии, которым является пост.

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Господи и Владыко живота моего... Эти слова может сказать не каждый человек. Что такое вера? Часто можно услышать «В Бога я верю, но по-своему, в душе». Такая вера замечательна лишь одним – она ни к чему не обязывает. Но она не способна оказать ни какого влияния на жизнь человека.

Вера – это, прежде всего, доверие Богу всей своей жизни. Но как часто бывает, что человек не готов доверить кому-то свою жизнь, пока не наступят безвыходные обстоятельства. Так заядлый курильщик знает о предостережении врачей о пагубности курения, но не следует им – рад бы, но привычка овладела им. Поведение его может изменится, лишь когда предупреждения сбудутся. Вот теперь он всецело предается в руки врачей, терять уже нечего, вся надежда лишь на людей в белых халатах, теперь он безоговорочно им доверяет.

Во время поста важно понять – мы уже больны. Грех, который владеет человеком – это раковая опухоль души. Ее невидно, но она прогрессирует. Лечение тут лишь одно – покаяние. В одной из молитв перед исповедью, она так и называется «лечебница». Священник говорит человеку: «Пойми, раз уж ты пришел в лечебницу, то не должен уйти отсюда неисцеленным». Во всем мире есть только один Врач, умеющий лечить душу – Христос.

Но лечение не пойдет на пользу, если продолжать прежний нездоровый образ жизни. Как душа заражается грехом? Первая его причина – праздность души, т.е. не желание ее исполнять свое призвание – соединять человека с Богом. Теша себя надеждой, что земное благополучие – это все, что надо в жизни, он так и не делает шага на встречу Господу.

Праздную душу часто одолевает уныние. Вокруг действительно много зла, несправедливости, лицемерия, но как жалко человека, который видит только это. С ним очень тяжело общаться: все разговоры сводятся только к поиску виноватых в его проблемах: правительство, начальников, соседей. Эгоизм (дух любоначалия) – болячка малозаметная для самого человека, но способная отравить жизнь его близким. Она превращает жизнь в борьбу, правда, как потом выясняется – борьбу с ветряными мельницами.

У человека, доверившего свою жизнь Богу, совсем другой взгляд на жизнь. Он знает, что бы ни случилось – во всем есть заботливый Промысел. Радости и беды – для него все школа жизни. Поэтому он просит даровать ему дух целомудрия, т.е. умения видеть мир во всей его полноте, различая добро и зло. Целомудрие – это цельное стремление души и тела к Богу, а значит к иному образу жизни, который заповедовал Господь.

Отличительной чертой такого образа жизни является смирение. Смиренный человек не тот, кто ходит, пресмыкаясь, и смотрит в землю, это нечто большее. С миром принимать все, что встречается на жизненном пути. Как прекрасен человек, сохранивший радость жизни и доверие к людям, несмотря на все перипетии и неурядицы. А для этого просто необходимо терпение. Больной знает, что боль, причиняемая врачом, во благо. Без боли невозможно удалить опухоль и он терпит. В нашей жизни тоже бывают болевые уколы от других людей, но они - лекарство для души. Не может человек научится принимать другого со всеми его недостатками, если не будет терпеть.

Терпение другого человека – это уже попытка любить. Порой, ссорясь, обижаясь, осуждая, мы понимаем, в конце концов, что большей частью делаем это из-за мелочей. Но именно эти кажущиеся мелочи, накапливаясь по небольшой капельке, превращаются в море, в котором тонуло не одно поколение людей. Действительно, что может быть хуже, чем всю жизнь посвятить мелким разборкам и так не узнать величайшего дара – любви. Любовь стоит в середине этой молитвы, она является и сердцевиной поста и его главной целью.

Ефрем Сирин (IV век), написавший эту молитву, был поистине знатоком человеческой души. Его молитва вдохновляла и вдохновляет тысячи людей изменить свое отношение к жизни. Через пятнадцать веков А.С. Пушкин, подтверждая вечность таких простых истин, посвятил этой молитве свое стихотворение:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Все чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен