Проповедь Митрофан Воронежкий

Митрофан Воронежкий

Александр Невский

«Ой, бородачи, многому злу корень — старцы и попы. Отец мой имел дело с одним бородачом, а я с тысячами», - восклицал Петр I, когда столкнулся с противниками многих своих реформ в лице церковных иерархов и простого народа, чтущего веру отцов. В народе ходили слухи о том, что российский царь никто иной, как антихрист: лишил церковь патриарха, закрыл сотни монастырей, сократил духовенство, даже церковные колокола переплавлял на пушки для военных нужд.

Однако, личность царя-реформатора не столь однозначна и его оценка не может быть такой однобокой. Да, ряд его реформ изменил жизнь Русской Церкви, но ведь и в ней есть пресловутый «человеческий фактор», и этот фактор вносил в православную жизнь изъяны и недостатки.

«Пётр бросил вызов России — и она через 50 лет ответила ему явлением Ломоносова (гений науки), а через 100 лет — явлением Пушкина (гений литературы). К этому мы можем добавить: а в Церкви явлением Филарета Московского, а за ним и целой плеяды еще более учёных, чем он, епископов — членов Академии наук (митрополиты Евгений Киевский, Филарет Черниговский, Макарий Московский, Сергий Владимирский и др.), многих учёных богословов, приобретших себе известность в мировой науке. Мы имеем блестящих проповедников и духовных писателей. Имеем богатую богословскую журналистику и уже огромные библиотеки своей собственной русской научно-богословской книжности», - пиал один из церковных историков.

Но среди пресловутых «бородачей», как называл Петр священнослужителей, были и те, кого он искренне уважал. К их числу относится воронежский святитель Митрофан. На похоронах этого смелого пастыря царь сам нес его гроб до усыпальницы и сказал, прощаясь: “Не осталось у меня больше такого святого старца”.

Царь и воронежский епископ познакомились, когда в этом городе начали строить корабли для российского флота. Это благое начинание архиерей всячески поддерживал: жертвовал деньги, посещал верфи, наставлял строителей. Здесь царь делал свое дело – укреплял мощь родной державы, а пастырь свое, заботясь о душах христиан.

Но идиллия продлилась недолго. Дело в том, что в погоне за западом, Петр стремился подражать во всем этой культуре, и вместе научным и техническим прогрессом в Россию хлынула волна протестантской, а то и атеистической философии. А за ней и все вытекающие последствия: разложение нравственности, вековых семейных устоев, европейская мода с ее разрушающими здоровье привычками и досугами...

Петр был увлечен борьбой за власть и территории, но как христианин допустил большую ошибку – он забыл о духовной борьбе в человеческих сердцах. Забыл, что там, где Бог отступает на второй план, построить рай своими силами никогда не удастся. К слову, в истории был и обратный прецедент, когда в начале Великой Отечественной, Сталин разрешил открыть множество храмов и призвал народ молиться.

Но царь-реформатор был еще на пике славы. Построив дворец в Воронеже, он пригласил уважаемого епископа Митрофана, посетить императорскую резиденцию. Подходя к дворцу, святитель увидел, что Петр настолько увлекся европейской модой, что уставил весь двор популярными в то время статуями обнаженных языческих богов. Конечно, понятно, что поставлены они были с чисто эстетической целью. Но факт остается фактом – такие скульптуры были соблазном для народа. Не должен был православный монарх делать реверансы в сторону идолопоклонства.

Далее случилось непредвиденное – епископ Митрофан заявил, что не переступит порог дома, возле которого стоят Марсы, Винеры и прочая мерзоть. Сказать такое Петру, поступить наперекор его воле, значило навести на себя гнев вспыльчивого императора, грозивший лишением головы. Но святой старец умел отделять главное от второстепенного. Укреплять державу – дело благое, но ходить на цыпочках перед позорящей Православие модой – недопустимо. Он готов был расплатится жизнью за искренность своей веры. Царь в сердцах пообещал расправиться с не угодившим архиереем, но вскоре остыл.

Старец-епископ, вернулся домой и начал готовится к собственной казни. По всему городу звонили колокола, призывая народ на последнюю службу их любимого пастыря. Узнав об этом, Петр восхитился бесстрашием архиерея, в который раз выразив ему свое уважение.

Известно духовное завещание святого. Святитель Митрофан видел в жизни многое: благоволение и злобу сильных мира сего, бедность только что открывшейся воронежской кафедры и щедрые дары царской руки. Но все это было лишь внешним и переходящим. Перед смертью он написал своей пастве простые слова: “Употреби труд, храни мерность - богат будеши; воздержно пий, мало яждь - здрав будеши; твори благо, бегай злаго - спасен будеши”. Принцип, по которому жил и сам святитель, не боясь никого, кроме Бога.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен