Проповедь Масленица. Праздник, который всегда с тобой.

Масленица. Праздник, который всегда с тобой.

Что нужно, чтобы устроить праздник? Компания друзей, музыка, накрытый стол, а самое главное хорошее настроение. Правда, с последним бывают проблемы. Странное дело: в наше время на человека ежедневно, как из рога изобилия льется поток информации, призванной поднять настроение. За последние десятилетия индустрия развлечений в мире разрослась до небывалых размеров. Она готова предложить все что душе угодно: юмористические шоу, викторины, игры, фильмы на любой вкус – список бесконечен. Надоело одно – не беда, над созданием развлечений работают целые корпорации, они не дадут соскучится. Человек уже даже не в состоянии фильтровать, а тем более усваивать все то, что обрушивается на него с утра до вечера из телевизора, газет, интернета – куда ни кинь взгляд. Но если разобраться – усваивать особенно нечего. Гора рафинированной информации, над которой не надо думать, а самое главное – она не имеет никакого отношения к его жизни.

При всем этом «богатстве» современный человек все равно умудряется скучать. Это не удивительно. Святые Отцы называли постоянное искание новых впечатлений «унынием». Но ведь уныние – это когда на душе «кошки скребут»? А разве не это происходит после шумного застолья, дискотеки, просмотра очередных «хохотушек»? Разве не чувствуется какая-то опустошенность, а вместе с ней желание новых впечатлений?

«Праздник, который всегда с тобой» - так можно назвать только веру. Верующий не ищет новых впечатлений. Он ищет Бога, сказавшего: "Радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 16,22). В Православии, в отличие от остального мира, один источник радости – Воскресение Христово. Православие не случайно называют «религией Пасхи». Она бывает раз в году, но пасхальный перезвон звучит в сердцах верующих каждый день, независимо от времени года. Эту радость можно сравнить лишь с той, что испытывает неизлечимо больной, когда вдруг получает исцеление или человек приговоренный к смертной казни оказывается оправданным. Разве может быть для человека что-то радостнее слов: смерти больше нет?

К торжеству пасхальной ночи разумеется, может присоединится любой человек, но почувствовать его во всей полноте может лишь тот, кто готов принять в свое сердце вечную радость. Поэтому, для подготовки к Пасхе с первых веков христианства назначено специальное время – Великий пост. На первый взгляд- это самое скучное время: ни поесть вдоволь, ни повеселиться. Но если вступить в пост не легкомысленно, то есть не рассматривать его как древнерусскую диету, то он станет месяцем удивительных открытий не где-нибудь, а в собственной душе. Пост наполняет ее утренней свежестью. Это дуновение того воскресного утра, в которое случилось главное событие в истории человечества. Пока дуновение, но уже скоро оно наполнит всю нашу жизнь.

Пост это время, когда можно, точнее нужно, вырваться из повседневности для того, чтобы взглянуть в Вечность. Взгляд на душу в перспективе Вечности бывает неутешительным. Человеческая душа похожа на дом. Если в нем периодически не делать уборку и не ставить вещи на свои места – непременно зарастет пылью. Часто можно заметить, что в душе все вверх дном. В суете повседневности мы начинаем путать главное с второстепенным, истинные цели с ложными. В большей или меньшей степени это свойственно каждому человеку.

Вырвать душу из паутины мелочных дел и занятий и обратится к главному делу – спасению – задача поста. Слово «спасение» режет слух. Многие люди недоумевают, от чего их хочет спасти Церковь. Живем как все: никого не убили, не ограбили, а разве требуется что-то еще? Эта позиция была свойственна фарисею из евангельской притчи (от Луки 18, 10-14). Он считал, что, исполняя внешние нормы приличия, обряды и правила, при этом, не думая о внутреннем можно стать святым. Но Бог смотрит не на внешнее, а в глубину души. Можно, например, улыбаться соседям, коллегам по работе, но если в внутри есть враждебность, то от Бога ее не скрыть. Это особенно важно напомнить накануне поста, что Церковь и делает еще за три недели до его наступления, читая на воскресной службе эту притчу. Важно, потому что, соблюдая пост так легко уподобиться фарисею, осуждая тех, кто не постится. Господь оправдал мытаря – человека грешного, но покаявшегося. Это первое условие вхождения в пост – не судить о других, но взглянуть внутрь себя.

За две недели до поста, воскресное Евангелие повествует о возвращении блудного сына к Отцу (от Луки 15, 11-32). Бог дает нам все для жизни, но правильно ли мы распоряжаемся этим богатством? Время, душевные и физические силы, разум и многое другое, как часто они тратятся совсем не на те цели, для которых даны. Сын потратил все, но не стал счастливее, не обрел радости ни в пирах, ни в веселье. Тоска по отчему дому оказалась сильнее. Эта притча напоминает, что в поисках счастья можно оказаться нищим, но именно в такой нищете легче всего обратить взор на Бога, раскрывшего нам Свои объятия. Понимание собственной нищеты – начало покаяния.

Но как же правильно потратить свои таланты? Ответ в последней притче, приготовляющей к посту – о Страшном Суде (от Матфея 25, 31-46). В ней раскрыто все то, к чему мы, в конечном счете, призваны в жизни. Мы призваны любить друг друга. Накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого – вот конкретное применение наших сил. Дела милосердия, простого сочувствия и понимания к ближнему, это ключ к духовной сокровищнице поста. В жизни любого человека ежедневно встречаются люди, нуждающиеся в помощи, а порой просто во внимании, нужно лишь не пройти мимо.

И вот наступает последняя приготовительная неделя – масленица, когда уже начинается воздержание от мясных продуктов. Это сделано для более легкого перехода тела к иному виду пищи. Постная пища для души – это молитва и духовное чтение. Богослужения Великого поста не случайно длиннее обычных, ведь трудно душе, привыкшей к суете сразу успокоится. Службы Сырной недели (Масленицы) уже наполнены покаянными молитвами.

Масленица – это время размышлений, цель которых указывает последний ее день – Прощенное воскресение. Примириться со всеми ближними – это залог примирения с Богом и с самим собой. Прощение – это освобождение, ведь больше не нужно держать в памяти отравляющие и раздражающие душу воспоминания. «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», говорим мы Богу, теперь все зависит от нашей собственной способности простить и примириться. Для этого и появился обычай ходить друг к другу в гости. Но совсем не соответствует духу и настроению этой недели шумные гуляния – долго после них нужно приходить в себя, а время поста ограничено. В пост непременно нужно входить с прощением. Оно дарит душе радость большую, чем разгульные народные традиции.

Продолжительны, и по-своему красивы богослужения Великого поста. Облачения в храмах темные, света мало, пение тихое и размеренное. Но несмотря, а скорее благодаря, отсутствию обычной торжественности, внутри просыпаются ростки нового опыта. Если не дать этим росткам засохнуть, но поливать их и дать света, то плоды превзойдут все ожидания.

Плодами поста являются не только покой и радость, возникшие от примирения души с Богом, но и чувство свободы. Подлинная свобода – это свобода от греха. Возможна ли она в нашем мире, где кажется уже все им пропитано? Невозможное человеку, возможно Богу. Именно Ему следует доверить штурвал корабля нашей жизни в этом бушующем житейском море.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен