Проповедь Андрей Юродивый

Андрей Юродивый

Александр Невский

Иногда благозвучные старославянские слова из церковной лексики несколько сглаживают острые углы и колкие выражения, которые встречаются, например, в Евангелии. Когда Господь обличает фарисейскую секту, то говорит, что они «порождения ехидны». Что за ехидна? Единственное, что приходит в голову – это австралийский сумчатый ежик. Однако в древности так называли ядовитую змею. Так что фарисейскую секту Христос наименовал не иначе как «змеёнышами», потому что под видом благочестия и набожности фарисеи в большинстве своем скрывали жестокие и коварные сердца.

Еще одним интересным примером является знакомое всем слово «юродивый». Известно оно многим, но не все знают его значения. Юродивые – это один из видов святости. А означает это слово не что иное, как «урод» и «безумный». Сочетание, конечно, довольно странное: святость ведь говорит нам о некоем идеале, величии человека перед Богом, подвигах и чудесах. Тут совсем некстати всякие уродства и безумия. Но вспомним как относились к Самому Христу, и его апостолам, а затем и мученикам? Их гнали именно за то, что они не соответствовали общепринятым стандартам, были «не от мира сего». Об этом очень хорошо писал один из святых отцов Церкви Афанасий Александрийский: «Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и обманывать ради выгоды, удваивать свои капиталы, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю».

Вот именно этот критерий – умение следовать воле Божией, и есть критерий мудрости, которая имеет вечную ценность. Именно такой мудростью и обладали юродивые, которых Церковь называет не иначе как блаженными.

Что мы знаем о святом Андрее Христа ради юродивом, жившем в древнем Константинополе больше тысячелетия назад, по мирским меркам? Житие доносит из глубины веков отрывочные сведения: «По происхождению славянин, был рабом богатого телохранителя Феогноста из Константинополя. Отрок был прекрасен собою и отличался добрым нравом. Поэтому и стал любимым рабом Феогноста, а в дальнейшем последний отдал Андрея обучаться Святому Писанию. Приняв аскетический подвиг юродства, Андрей был изгнан своим хозяином и жил в бедности и холоде, терпеливо перенося насмешки и унижения окружающих». Все. Ну, скитался по шумным и знойным улочкам византийской столицы оборванец, смеша всех своими выходками, иногда, правда он обличал сильных мира сего, вельмож и богачей. Предсказывал что-то, что часто сбывалось. Но сколько таких безумцев было за человеческую историю… А оказывается, что за этой внешностью скрывался духовный гений, скрывался подвижник, который еще пребывал на земле, но уже обитал в раю.

Однажды, во время осады Константинополя, весь народ собрался во Влахернском храме. Молитва была действительно настоящей, ведь когда речь заходит о жизни и смерти, человек открывает в себе удивительный потенциал веры. Так вот молились многие: ученые, купцы, дворяне и мудрецы. Но только один человек из всего этого собрания увидел как над молящимися Божия Матерь простирает Свой покров. Это был блаженный Андрей.

Юродивые скрывали свою святость, чтобы суета и легкомыслие не похитило их сокровище, которое было действительно драгоценным перед Богом. Ведь гордость – это грех, с которого началось отпадение людей от Творца. Бог – это Троица, Мы. Он не приемлет слова «я», потому что там, где начинается я, заканчивается любовь и начинается эгоизм. Из-за гордости прекрасный и светоносный Ангел-Хранитель вселенной Денница стал сатаной.

Так вот, подвиг христианства и состоит в том, чтобы забыть свое я ради другого. Два тысячелетия назад наш Бог стал Человеком, спустившись во мрак земной жизни, чтобы осветить ее, чтобы вывести людей из этой темноты богооставленности, куда их завела гордыня.

Собственно все святые, это и есть люди забывшие себя. Мученики отдали жизни, для свидетельства о Живом Боге. Преподобные отвергли все влечения своей падшей природы, чтобы стать как ангелы. Святители целиком и полностью отдавали себя служению Церкви ради спасения людей. Примеров много.

Конечно, нельзя забывать, что святость это идеал, к которому надо стремиться. Мало кто достигал его. Но нельзя забывать и другую вещь. Ценно в этом мире не все, что мы считаем таковым. Не все меряется деньгами и общественным положением. Не все меряется властью и силой. Можно добиться всего, но вдруг обнаружить, что остался несчастным.

Ценно в этом мире только то, что велико в Божиих глазах, что не сгорит в огне Страшного Суда, и это показали тысячи святых, которые, по словам апостола Павла, победили мир не оружием и силой, а любовью к Богу и людям.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен