Проповедь Ксения Петербургская. Зачем человек приходит в храм?

Ксения Петербургская. Зачем человек приходит в храм?

Александр Невский

Чаще всего люди даже не приходят, их приносят в церковь: сначала родители на руках, чтобы крестить, а потом дети - чтобы отпеть и похоронить… Но кроме этого есть еще несколько поводов, когда человек уже сам начинает искать Бога. Как правило, эти поводы не связаны с радостью и счастьем. Люди ищут утешения или помощи, если надеяться уже не на кого, кроме Христа.

Одной из таких причин является смерть близкого человека. Когда родной нам человек переходит в другое состояние бытия, он и для нас словно размывает границы этого видимого мира: то, что еще вчера казалось смыслом жизни, теряет этот смысл и многие ценности, которыми так дорожит человек, блекнут, открывая в суете и круговороте этой жизни что-то важное и вечное.

Чаще всего, оплакав горечь расставания, близкие задаются вопросом: а что я могу сделать для родного человека, ушедшего из этого мира? Кто-то решает этот вопрос утилитарно, увековечивая память умершего роскошным гранитным памятником и могильной оградой. Духовно же чуткие люди приходят в храм, ища утешения в Боге.

Что же может ответить Церковь человеку на этот вопрос? Ответ прост – уход человека из этого мира не означает его ухода из нашей жизни. У Бога все живы. Главное, что мы можем сделать для усопших – молиться о них, прежде всего за Божественной Литургией. Кроме Литургии в сокровищнице церковного богослужения есть и множество других молитв и песнопений: псалтирь, панихиды и литии, родительские субботы.

Каждый человек, который хоть раз молился за умерших, не мог не заметить, что во всех этих богослужениях есть один важный момент. Он особенно хорошо виден в чине отпевания. Дело в том, что эти тексты содержат не только мольбу Церкви перед Богом, но и обращение к близким. Например, такое: «великий плачь и рыдание - разлучение души, временная жизнь - сень непостоянная, сон льстивый - труд жития земного. Далече отбежим мирского всякого греха, да небесная унаследуем». Это призыв не только молиться, но и самим становиться чище, самим постигать истины веры, потому что и наша смерть не за горами. Люди связаны невидимыми узами. В Церкви эта связь особенно ясна – все мы члены Христова Тела. Церковь не знает индивидуального спасения, Церковь – это община. Творя в память близких дела милосердия и милостыню, мы помогаем им восполнить то, что они не успели сделать при жизни. Становясь ближе к Богу и Церкви, мы и их приближаем к Небесному Царству.

Не зря ведь до погребения усопшего над ним читают Псалтирь. Заупокойных молитв там немного, но сами читающие очищают свою душу, чтобы их молитвы были услышаны. Не зря в текстах панихиды и отпевания целая сокровищница вероучительных мыслей. Заупокойные службы – это настоящий учебник православного богословия.

Так вот, ответ на вопрос, что можно сделать для умершего близкого, скорее всего, должен звучать так: самим становиться святее, чтобы через нас к Богу пришли и наши усопшие родственники и друзья.

Одна из самых известных российских святых – блаженная Ксения Петербургская, ответила на этот призыв в полном смысле слова. Смерть любимого мужа стала для нее потрясением, но не только в обыденном понимании, когда, лишаясь ближнего, человек начинает жалеть, прежде всего, себя. Для нее, как для христианки потрясением было то, что супруг ушел в вечность совершенно неожиданно и совершенно не готовым к этому. Военный и придворный певчий, он мало уделял времени духовной жизни, оставляя, как и большинство людей, покаяние на потом. Но смерть настигла Андрея Фёдоровича нежданно…

Двадцатишестилетняя вдова не ограничилась милостынями и панихидами – ее любовь была настолько сильной, что она желала, если бы это было возможным умереть вместо мужа. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна 15:12, 13). И она умерла. Не от горя, не от безысходности потери – она умерла для всего, ради чего живет этот мир.

Одевшись в военную форму мужа, вдова назвала себя его именем и заявила, что Андрей не умер, а умерла его жена Ксенья. Окружающие подумали, что девушка сошла с ума, а это был один из самых тяжелых христианских подвигов – юродство.

«Безумием мнимым безумие мира обличивши…» – поется в тропаре блаженной. Безумие мира заключается в том, что мы ищем в своей жизни многого, но не находим самого главного – Бога. Человек гоняется за карьерой, здоровьем, деньгами и множеством других вещей, но в один момент все отнимает неумолимая вечность, словно обнажая его от всей этой земной шелухи. Блаженная Ксенья отказалась от всего, что так дорого обычному человеку – вместо комфорта и покоя домашнего очага она скиталась по окраинам Петербурга, зимой и летом в одной убогой одежде, проводя ночи в молитве. Вместо репутации и славы она терпела позор как безумная, даже от местной детворы, кидавшей в нее камнями.

Но очень скоро люди стали замечать, что отрешившись от земного, вдова стала настолько близка к Небу, что по ее молитвам исцелялись больные или успешно решались дела. Если святая приходила к кому-то в дом, то это считалось добрым знаком. Блаженная неоднократно предсказывала судьбы отдельных людей и страны в целом.

Почитание блаженной Ксеньи началось еще при ее жизни – рубеже XVIII-XIX веков, а в советские годы она была причислена к лику святых. По сей день, любой петербуржец укажет дорогу к часовне на Смоленском кладбище, где покоятся ее мощи, и сотни людей получают помощь и исцеления.

Конечно, пример блаженной Ксении исключительный, но он ясно говорит о том, что искренняя вера и любовь способна преодолеть все. Кто знает, может теперь молитва блаженной за своего мужа прекратилась и уже вместе они предстоят Богу.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен