Проповедь Креститель Руси

Креститель Руси

Александр Невский

«Крещение» - слово знакомое с детства и в то же время загадочное. Многих из нас родители крестили в младенческом возрасте, так потом и не объяснив, зачем, и что это все это означает. Те же, кто принимает крещение во взрослом возрасте, также редко желают разобраться, что происходит с человеком в купели. Часто пришедший в храм чтобы креститься объясняют это желание тем, что он русский, а значит должен быть православным, или просто желает быть как все в его семье или ближайшем окружении: «Чтобы и с Небом у меня было все в порядке».

Есть в человеческой душе нечто такое, что не дает ей покоя. Это религиозное чувство, неудовлетворенность только земным, только тем, что можно увидеть, потрогать и понять. Человеку свойственно верить. Но верить можно по-разному, и совершено неверующих людей нет. Например, можно верить в приметы. В то, что наша судьба зависит от расположения звезд и планет, что можно изменить судьбу, и узнать будущее, просто записавшись на прием к экстрасенсу или привлечь удачу и счастье, повесив в доме пару талисманов.

Так думали и наши предки. Правда, запросы у них тогда были немного другие: чтобы засухи не было, скотина не болела и соседние племена не нападали. Это называется язычество. Все просто – прочитай заговор, повесь над дверью побрякушку – и будет тебе счастье и удача во всем. Но есть одно «но». Все это не решает внутренних проблем человеческой души. Сколько не воздвигали наши предки славяне идолов, сколько не приносили им жертв, они не могли ответить на главные вопросы жизни, не могли удовлетворить душу, желающую общения с Истинным Богом.

Но встречается и такое, что человек, который совершенно искренне называет себя православным, в глубине души носит отпечаток язычества. Не редко Бога рассматривают как источник земных благ: «Я Тебе поставлю свечку, а Ты сделай так, чтобы зарплату прибавили». Как часто мы желаем что-то получить от Господа, но очень не хотим, чтобы Он вмешивался в нашу жизнь, ведь каждый, даже самый не сведущий в вере человек душой понимает, что если Бог войдет в твою жизнь, то в этой жизни придется что-то менять. Так, часто Господь и остается где-то не то что на втором, а на десятом плане. И в поисках второстепенного человек проходит мимо главного. А в душе все также остается глубокая неудовлетворенность.

Наверное, именно эта неудовлетворенность мучила когда-то русского князя Владимира, крестившего в последствии Русь. Да, перед ним стояли не только житейские проблемы, но и государственные. Но решение и тех и других он искал именно в религии. Не могло язычество объединить разрозненные славянские племена в один народ. Не могло оно стать нравственной опорой для него, ведь язычество не ставит перед человеком вопросов бытия, не требует духовных изменений. Владимир хотел найти наиболее подходящую религию, кто знает из политических или иных соображений, но нашел он нечто большее - смысл жизни - он обрел Христа.

В истории не бывает случайностей. Когда князь размышлял о том какую веру выбрать для своего народа, к нему обратились за помощью византийские императоры. Византию сотрясали удары мятежных полководцев, покушавшихся на константинопольский престол. В награду за военную помощь Владимир просил себе в жены царевну Анну. Это было неслыханной дерзостью: русский князь желал породниться с царской династией. Но выхода не было. Вскоре русские дружины отправились в Константинополь. Однако, главным условием этого договора было то, что перед тем как Владимир получит руку царевны, он должен принять крещение. Так государственные интересы сыграли очень важную роль в судьбе русского князя: он обрел новую веру. Новую, не только обрядами и учением – новую духом. Часто люди ждут от Бога чудес или знамений: мироточащих икон или предсказаний старцев. Но вот главное чудо Православия – преображение человеческой души.

Владимир хотел объединить народ, но узнал нечто большее – Бог есть любовь. И призывает каждого, жить не как придется, а по закону любви. Крещение – стало для князя не какой-то формальностью, а событием, изменившим его жизнь. Что могло дать человеку язычество? Да, у князя были радости в жизни – пиры в честь побед в походах, несколько жен, множество наложниц, слава вождя и война. Но во всем этом не находил он полноты.

Чем жили славяне до крещения? Не зная Бога, они не различали добра и зла. Зло есть в человеке – значит это естественно, от этого никуда не денешься – рассуждает язычество. Князья с дружинами промышляли грабежами соседних племен. Беспощадны были и семейные обычаи наших предков: межродовые распри, кровная месть, кража невест. Погребальные ритуалы знали захоронение рядом с умершим вождем его жены, слуг, коня. Известны случаи принесения в жертву пленных врагов при обряде погребения павших воинов.

Какой резкой переменой отозвалось Святое Крещение в душе и судьбе князя. Он разрушил капища и уничтожил идолов – Господь не встал в один ряд с Перуном и Велесом – Он стал Единственным Истинным Богом. По приказу князя строились храмы, а при них школы и больницы. В честь праздников и по воскресеньям для бедняков накрывались столы, раздавались угощения. Владимир отпустил на свободу всех своих жен, чтобы жить в законном браке с Анной. Доходило даже до крайностей: князь отказывался придавать смертной казни убийц и разбойников, не желая больше становится причиной смерти людей. Владимир не просто стал исполнять новые обряды, он изменил свою жизнь.

Не менее удивительны перемены и в славянском народе. Утром Крещения Руси в Днепр вошли вятичи, кривичи и другие племена, а вышел русский народ, который отныне будет называть себя православным народом – Святой Русью. Русь стала называть себя не Святой не потому что русский народ был безгрешен, но потому что святость стала идеалом, мерилом жизни народа и отдельно взятого человека. Мы видим в православном календаре множество имен русских святых самых разных сословий, душевного склада, но их всех объединяет огромное личное стремление ко Христу, истинной вере и свободе.

Крещение – это момент когда человек и Бог становятся родными друг другу. Человек становится чадом Небесного Отца. Крещение – это духовное рождение в новую жизнь, вечную жизнь. Поэтому стать христианином, значит не просто зайти в храм, крестится, надеть крестик и идти дальше по своим делам. Нет. Если человек хочет быть родным Богу, то должен открыть ему свое сердце, стать похожим на Него.

Стать христианином, значит обрести самого себя, отсечь все уродующее человека – злобу и страсти, привычки и заблуждения. А это не возможно без Бога и вне Церкви, без ее Таинств и молитв.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен