Проповедь Иоанн Предтеча. Совесть народа

Иоанн Предтеча. Совесть народа

Александр Невский

«Глас, вопиющий в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези его» (Евангелие от Марка 3:3) – так назван в Евангелии последний пророк, приготовлявший древний мир к приходу Спасителя.

Иоанна Крестителя можно назвать «совестью народа». Почти все современные ему люди называли себя верующими, считая свою жизнь вполне богоугодной. Для евреев было важно, что они потомки Авраама, которому Господь обещал, что из его детей произойдет Великий Царь – Спаситель мира. Живя этой надеждой, лишь немногие понимали, что мало называться потомком Авраама, нужно воплощать в жизнь те заповеди, которые дал Бог. Спасение не может быть «автоматическим» - это свободный выбор человека, и не только выбор, но и борьба.

Многие в современной России называют себя христианами, просто потому, что они русские, или потому что их предки были православными, или чтобы быть как все. Но назваться христианином – это еще не значит быть им. Носить нательный крестик – это еще не значит быть верующим в полном смысле этого слова.

Иоанн Предтеча призвал все, кто приходил к нему креститься изменить свою жизнь. Он говорил людям, что если они называют себя верующими людьми, то почему так безразлично относятся к окружающим? «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Евангелие от Луки 3:11) - говорил он людям. К нему приходили мытари, то есть сборщики налогов для императора и Иоанн призывал их не брать лишнего, не класть в карман того, что предназначено для государства и не наживаться на людских скорбях. Он учил воинов довольствоваться своим жалованием и не заниматься поборами собственного народа, пользуясь своей властью.

«Приготовьте путь Господу» - путь Богу в собственные души, исправить их кривизну. Иоанн указывает на необходимость творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть плоды покаяния. Несомненно, люди приходившие креститься были верующими, многие искренне желали угодить Богу. Но перед каждым вставал вопрос: как жить дальше? Что значит быть верующим в Бога? Иоанн указывает два условия: покаяние и добрые дела.

Покаяние – это отказ от греха. Того, что разлучает человека с Богом. Покаяние – это жизнь по Христовым Заповедям, вместо жизни по заповедям нашей собственной воли, которая направлена к удовлетворению эгоистических целей. В Евангелии есть рассказ о мытаре Закхее, который обратился к Христу. Его покаяние было действенным: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».(От Луки 19:8).

Есть и другой пример – Ирод. Он поступил и Иоанном Крестителем также как многие люди поступают с собственной совестью – заставил замолчать. Среди множества злодеяний царя пророк обличал то, что Ирод незаконно сожительствовал с женой своего брата. Царь конечно понимал, что это противоречит Божией Заповеди, но греховное желание было сильнее голоса совести, пророка, Самого Бога. Иоанна нельзя было подкупить деньгами, лестью или еще чем-то. Он говорил правду, не взирая на лица, за что и был убит, как множество Божиих пророков до него и свидетелей Христовых после него.

По просьбе дочери своей сожительницы (которая так хорошо танцевала у него на дне рождения, что царь, разгоряченный вином, обещал ей хоть полцарства), он приказал убить Иоанна. Дочь спросила Ирадиаду, что ей выбрать из предложенного царем. Богатство и власть, деньги и слава – оказались менее ценными, когда были положены на весы с голосом пророка. Ничего так не желала царица, как только бы замолчал этот обличительный и не дающий покоя голос.

Увы, так можно поступать не только царям и царицам, но и каждому человеку. Нашу совесть тоже можно заставить молчать в угоду тем ежедневным обстоятельствам и сиюминутным желаниям, которые оказываются важнее правды.

Быть христианином в современном мире непросто. Грех перестал быть чем-то тайным и скрытым – сегодня он норма жизни. Но голос совести, голос Церкви – они напоминают нам, что человек не может постоянно жить только земными ценностями и удовольствиями – он сломается, погибнет. Призыв к покаянию – это призыв к подлинной свободе, которую Бог хочет подарить человеку – свободе от греха.

У каждого человека есть на душе много того, за что стыдно, за что совесть обличает и не дает покоя. Христос обещает нам прощение всякой неправды, только бы человек решился начать жить без греха. Через Таинство Исповеди, которое совершается в любом храме, раз и на всегда человек освобождается Господом от греха для чистой и светлой жизни, если только человек действительно этого хочет.

Удивительный шанс начать все с начала – но для этого нужно сделать огромное усилие, заглянуть в собственную душу.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен