Проповедь Икона Достойно есть

Икона Достойно есть

Александр Невский

При слове «Православие», в сознании большинства людей представляется икона. Это не удивительно, ведь иконы окружают православного человека и в храме и дома. В древности на Руси при рождении ребенка для него заказывали образ небесного покровителя, по высоте равный росту младенца, каждый день начинался и заканчивался молитвой перед иконами, образом родители благословляли детей на брак, иконку ставили в гроб на похоронах… Сколько раз русские люди прибегали к заступлению Господа и Божией Матери при нападении врагов и войнах молясь чудотворным образам.

Да и сейчас любовь к иконам не охладела в человеческих сердцах. При начинании всякого ответственного дела или при какой-то скорби человек стремится в храм, поставить перед иконой свечу, обратится через иконописный образ к Господу, Богородице или Его святым.

Особенно любимы верующими иконы Богородицы. Богородичных икон в Русской Церкви по некоторым подсчетам несколько сотен, от большинства из них происходили и происходят чудеса. Русский народ всегда, с самого своего крещения, любил и почитал Богородицу. Она одна из людей приблизилась к Богу так близко, что стала выше ангелов, стала Матерью Господа. И в то же время она была таким же человеком, как и мы. Апостолы и люди, знавшие ее, даже после Воскресения Христова, когда стало очевидно, что Она Матерь Божия, приходили к ней в дом не как к Небожительнице, а просто как к любимой Матери, заставая ее за молитвой или повседневными домашними делами в Своем скромном жилище. Богородица всю свою жизнь была скромна и смиренна. Наверное, именно за эти качества ее так почитает русский народ, они ему близки. В Евангелии очень мало говорится о Деве Марии, только в самых важных моментах, Она как бы старается отойти на второй план, но роль Матери Божией в деле спасения очень велика. Господь ничего не делает с человеком без его личного согласия. Так, в момент благовещения Архангел Гавриил не просто поставил Деву Марию перед фактом, что от нее суждено родится Спасителю мира, но дал Ей возможность выбора. В руках этой молодой Девушки в тот момент оказалась судьба человечества. Поводов для отказа у Нее было достаточно, например, как бы Мария объяснила Иосифу, которого не зала как мужа, свою беременность. Но личные доводы Она поставила на задний план, когда речь шла об исполнении воли Божией. И так было всю ее жизнь. Дева Мария не просто отпустила Своего Сына на проповедь, а Сама последовала за ним, последовала Своей жизнью Его учению. Она видела, как почитание Иисуса сменялось ненавистью, как Его предали на казнь, наконец, как распинали на кресте Ее единственного и любимого Сына. Конечно, в те моменты сердце Богородицы, как и любой матери разрывалось, но из уст Ее никто не услышал ропота. Воля Божия оказалась важнее, чем личная.

Как хорошо, когда рядом есть человек, всегда готовый помочь. Редкое счастье иметь друга, к которому можно обратится в любой ситуации и с любой просьбой. У православного человека есть такой друг, и даже больше – Мать. Одними из последних слов Христа были слова, обращенные к апостолу Иоанну Богослову, что Богородица теперь и его Мать, а он Ее сын. В лице Иоанна Дева Мария стала матерью каждого человека. Несомненно, что любовь Ее простирается на всех. И мы не просто верим, но знаем, что там, у Престола Божия, Она день и ночь молится о каждом из нас.

Знаем это, потому что в жизни любого верующего, и в истории нашей страны были и есть сотни свидетельств о этом ходатайстве. Достаточно вспомнить несколько исторических дат. В 1395 г. вся Москва молилась перед Владимирской иконой о спасении Москвы от страшного нашествия Тамерлана и Божья Матерь отвела 6еду. В 1480 г. Заступница поворачивает войска хана Ахмата от границ Руси. Река Угра, где стояли войска Ахмата, получила в народе название Пояса Богородицы, именно здесь, по преданию, явилась хану Сияющая Дева и повелела покинуть русские пределы. В 1591 г. вновь россияне прибегают к заступничеству Пречистой, в этот год приступает к Москве Казы-Гирей. Тогда москвичи молились перед иконами Владимирской и Донской. И вновь Бог даровал победу.  В дни смуты и интервенции начала XVII века войска народного ополчения боролись за Москву с верой и надеждой на помощь Богородицы. В яростном 1917 году России явилась Икона Богородицы «Державная», указывая, что берет управление в свои руки и не оставит верных Богу людей без Своего покрова.

Это лишь немногие, факты, но для верующего, наверное, гораздо важнее его личное общение с Богородицей. «Нагих одеяние, больных исцеление, скорбящих радосте» - так обращаются к Богородице в одной из молитв. Конечно нагих, больных и скорбящих не только телом, но и душой. Ведь самое главное счастье человека не когда он будет здоров, богат и не иметь никаких проблем, а когда его душа будет с Богом. Именно в этом самое важное ходатайство Богородицы о людях – чтобы каждый человек обрел спасение. И в этом Матерь Божия имеет такое дерзновение к Богу, что мы молимся к ней: «Пресвятая Богородице, спаси нас!».

Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему. При взгляде на Иконы Божией матери поражает такая простая материнская любовь и нежность и в то же время понимание, что здесь не просто Мать и Сын, а человек и Бог. Эти иконы без слов говорят о любви Бога к человеку, об ответной любви и доверии.

24 июня Церковь чтит одну из чудотворных икон Богородицы «Достойно есть». На горе Афон когда-то жил монах, старец-священноинок жил отшельнически со своим послушником недалеко от Кареи столицы Афона. Они редко оставляли свою келью, разве по особенной надобности. Случилось, что старец отправился однажды выслушать всенощное бдение на воскресный день в Карейском соборе; ученик остался стеречь келью, получив от старца приказание совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь кельи и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял с почтительною приветливостью. Когда наступило время совершения всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали перед Её иконою и начали петь древнюю песнь: “Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим...”. Но гость сказал:

– У нас не так величают Божию Матерь. Мы поём прежде: “Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего” – и после этой уже песни прибавляем: “Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим”.

Молодой инок умилился до слёз, внимая пению не слыханной им песни, и стал просить гостя написать её, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал:

– Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи её и сам так пой, и всех христиан научи, чтоб так славословили Пресвятую Богородицу.

Камень, как воск, умягчился под рукою дивного гостя, и глубоко врезывались слова. Начертав на камне эту песнь, гость подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим. Инок понял, что у него гостил архангел Гавриил. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь “Достойно есть”, а икона, перед которою она была воспета архангелом, перенесена в Карейский собор. Плита с начертанною архангелом песнью была доставлена в Константинополь. Келья и поныне известна на Афоне под именем “Достойно есть”.

Не только люди, но и ангелы воспевают Матерь Божию. Для них непостижимое чудо, что человек смог вместить в себя Творца. И каждый раз, когда мы дома или в храме поем Богородице эту песнь, то нам подпевают ангелы. А поют эту песнь с надеждой стать достойными сынами своей Небесной Матери, прося ее помощи и стараясь подражать Ее святой жизни.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен