Проповедь Зачем ходить в храм?

Зачем ходить в храм?

«Каждая душа по природе христианка» сказал Тертуллиан – учитель Церкви, живший на рубеже II-III веков. В этом легко убедится любому человеку.

Все мы стремимся к тому, что на обыденном языке можно назвать «счастьем». Это некое желание, полноты, радости, чего-то такого, что, наконец, сделает жизнь наполненной глубокого смысла. Оно заложено в человеке и, несомненно, каждый пытается его реализовать в меру своих возможностей. Это желание вернее назвать жаждой, от которой никуда нельзя убежать. Средство утоления жажды – вода. Но есть ли в этом мире та вода, которая способна утолить жажду нашей души?

Да, - говорит простая житейская мудрость – рецепт прост: нужно лишь, чтобы в семье был достаток, здоровье не подводило, работа не нервная, дети ни в чем не нуждались... «Пристройся в этой жизни, найди свое тепленькое место под солнцем и будешь счастлив» - вот очевидный ответ, который, кажется, лежит на поверхности.

Да, – говорят современные психологи – нужно лишь найти реализацию своего творческого и интеллектуального потенциала или построить успешную карьеру, завести побольше друзей, уметь отдыхать и развлекаться, чтобы хобби было интересное, и вообще – займи чем-нибудь себя и не задавай глупых вопросов!

Да! - слышится каждый день с экрана телевизора, льется со страниц газет и глянцевых журналов – бери от жизни все, утоли все свои желания, отбрось все ограничения. Полнота жизни зависит от полноты потребительской корзины. Счастье – обладать тем, что в данный момент привлекло внимание, чего нет у других или обладать в большем количестве; а если еще удаться прославиться на всю страну – совсем счастливым станешь.

Этот список неограничен. Здесь могут быть и вполне благородные, и даже прекрасные порывы, хотя они больше характерны для прошлого, чем для сегодняшнего дня. Есть еще много способов сделать жизнь «интересней». Порой они доходят до таких вещей как бутылка водки, а то и доза наркотика.

Но, как не странно чувство жажды не проходит – в этом убеждаются из поколения в поколения все люди, которые так и не смогли (а чаще просто не захотели) разглядеть в своей жизни то, для чего существует человек. Как тысячелетия назад, так и сегодня, оставаясь наедине с самим собой или взглянув на бездонное ночное небо, на этот необъятный космос он чувствует свое глубокое одиночество. Чувствует его потому что, увы, в своей жизни мы часто не видим самых главных вещей – не видим самих себя, не видим ближнего, не видим Бога.

«Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» - пишет Августин Блаженный в своей «Исповеди». Эта жажда общения с Тем, Кто только и может наполнить смыслом жизнь человека. Но как и где искать Бога человеку, который потерялся в пустоте этого мира, забывшего Его? Неужели можно еще встретить эту Любовь, когда кажется, что все вокруг погружено во зло, несправедливость, жестокость и равнодушие?

Надо помнить, что не только у человека есть эта жажда любви. Она есть и у Бога. Он ищет каждого как единственного на свете. Он надеется, что Его услышат: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. 3:20).

С этой жаждой Он двадцать веков назад стал таким же как мы, чтобы взять на себя всю нашу боль. С этой жаждой Он ходил по пыльным дорогам Палестины, ища встречи с теми, кому не безразлична собственная душа; взошел на Крест, чтобы уже ни что, даже смерть, не смогла разлучить Бога и человека. Господь отдал людям все, что у Него есть – Самого Себя. И теперь только от человека зависит, состоится эта встреча или нет.

Бог Вездесущ, но есть на земле места Его особенного присутствия – храмы. Именно в храме понимаешь, что твоя душа тоже христианка. Даже неверующие люди чувствуют особый покой и радость, входя туда. Храмов сейчас много, но много ли желающих не просто войти туда из любопытства, по естественному религиозному зову души, или чтобы попросить Бога о какой-то материальной помощи, а войти в то сокровенное общение с Богом, которое возможно в храме и через него может влиться во всю нашу жизнь и преобразить ее.

В храме Господь не просто присутствует, как в остальном мире – здесь Он среди Своего народа – Церкви. Именно здесь Творец Вселенной встречается с человеком в Таинстве Евхаристии. В ней человек получает ту единственную Реальность и Полноту. Все, что предлагает мир, оказывается лишь жалкой дешевой подделкой; красивой оберткой, под которой пустота. В Евхаристии он обретает Бога – Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. (Ин 6:56). В Евхаристии человек находит ближнего, соединяясь с ним в одно Тело Христово. И, наконец, обретает самого себя. Трудно поверить современному человеку, что все это можно найти в той старинной церквушке, мимо которой мчишься каждый день на работу или учебу, и в которую ходит по воскресеньям соседка баба Маша.

Есть в Евангелии притча о царе, устроившем пир и приказавшем пригласить на него всех, кто встретится на пути его посланников. Жизнь вне Церкви – это жизнь человека, которого пригласили на праздник в царский дворец, а он боится покинуть свою жалкую лачугу, питаясь хлебом и водой. Это кажется глупым, но так поступают очень многие – всеми правдами и неправдами стремятся к какой-то иллюзии. На всех парах они мчатся к мечте, но когда достигают ее, оказываются разочарованными, как путник в пустыне, увидевший очередной мираж.

Первые христиане не прекращали Евхаристию даже тогда, когда гонители поджигали места их тайных собраний, когда засыпали землей катакомбы – вот сила Жизни, над которой уже не властен мир! Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. (Ин 10:10). Не просто полнота, но льющаяся через край, – возможна только с Богом. Мы знаем тысячи святых людей, живших в разные эпохи и в разных условиях, но объединило их то, что они нашли этот путь и пошли по нему без оглядки и он открыт каждому из нас. Они обрели Любовь, которая в них самих забила источником, оживляющим окружающую действительность. Но она не возможна без взаимности. Любить – значит забыть себя. Это самый удивительный и парадоксальный закон жизни: все потерять и при этом все обрести, как сделал это Христос.

Евхаристия – это путь к вечности, ее начало уже здесь и сейчас. Тяжело человеку задержаться в вечности, когда сам он еще плавает в бушующей стихии времени этого тленного мира. А диавол через мир вновь и вновь подсовывает человеку в красивой мишуре подделку под счастье. Об этом предупреждает Иоанн Богослов: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божью пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17).

Войти в Храм, который называется Царство Небесное сложно, путь туда узок и тернист. Но вошедший туда, наконец, находит Источник, утоляющий его жажду навсегда.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен