Проповедь Зачем мы освящаем яблоки в день Преображения?

Зачем мы освящаем яблоки в день Преображения?

Александр Невский

Наступающий конец лета богат праздниками, посвященными Господу Иисусу Христу. В народе их принято называть Спасами: медовый и яблочный, есть и другие названия, которые родились из благочестивых обычаев наших предков, посвящать Богу первые плоды своего сада, пасеки и поля. В древности связь человека и природы была прочнее, а значит, для него очевиднее был промысел Божий обо всем творении. Явственнее были благословенные дожди и засухи, посылаемые за человеческие грехи.

Так вот обычай освящать на праздник Преображения Господня, плоды нового урожая пришел к нам из далекой Греции. К этому дню приурочивали сбор первого винограда, из которого готовили вино. Этот виноград приносили в Божий храм, ведь самое высокое назначение вина состоит не в том, чтобы просто веселить человека, а в том, чтобы во время Божественной Литургии стать Кровью Христовой – духовным питием, дающим вечное блаженство и непреходящую радость.

Евхаристия – это путь к изменению человека, потому что, только соединившись с Христом, он может по настоящему стать Человеком, преобразиться подобно тому, как преобразился Господь на Фаворской горе.

Это событие случилось более двух тысячелетий назад, когда Христос ходил по Палестине и призывал людей к Богу. Простой Плотник из провинциального городка творил такие чудеса, что все Его ученики и последователи были уверены: вот Он – освободитель нашего народа от римского рабства. Он сделает нашу жизнь счастливой и полной. Ведь его власти нет предела: накормить всех голодных, освободить пленных, исцелить больных… Это Царь всех времен и народов. А многие видели в Нем Того, Кем Он и был на самом деле – Творца Вселенной. Венцом всех чудес, сотворенных Господом во время его земной жизни, стало одно из самых таинственных событий описанных в Евангелии.

Однажды Спаситель по своему обыкновению пошел в пустынное место помолится. Он взял с Собой только трех ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Этим пустынным местом Он выбрал гору Фавор. Во время молитвы ученики увидели яркий свет, исходящий от Господа, они ощутили необыкновенную тишину и радость, но в то же время трепет. Христос явился им как Бог, в торжестве небесной славы, насколько ее могли воспринять человеческие глаза. Ученики увидели пророков Илию и Моисея, которые стояли рядом и беседовали с Ним.

Моисей когда-то просил Бога показать Свое лицо. Господь ответил, что не может человек увидеть Господа и остаться живым, показав ему лишь тень, отголосок Своей славы. Просил и Илья, но также удостоился лишь мимолетного дуновения ветра, в котором он узнал Божию милость. «Кто Ты, наш Бог?», «Как Ты выглядишь?» - этими вопросами задавались Божии люди дохристианских времен, когда все вокруг пытались увидеть Бога в стихиях этого тварного мира: в огне или громе, наконец, слепить из глины или отлить из золота. Эти попытки были тщетны. Поклоняясь твари вместо Творца, человек все глубже и глубже уходил в тьму самоизоляции, суеверий, страхов. Все дальше и дальше убегал от Бога, становясь рабом своих страстей, в которых он пытался найти смысл жизни. И вот, тысячелетия спустя, после смерти Моисея и чудесного взятия живым на небо пророка Ильи, Господь показал им Свое лицо, и оно оказалось человеческим. Именно для этого Бог и стал Человеком, чтобы каждый мог увидеть в Нем Брата и Друга. Господь исполняет молитвы людей, поэтому никогда не нужно унывать и считать себя оставленным. Выполняет тогда, когда считает нужным, и так, как будет лучше для нашего спасения.

Итак, Иисус Христос, которого одни Его современники считали великим Учителем и Спасителем народа, другие - чудотворцем и целителем, третьи – лжецом, показал, Кем Он был на самом деле – Истинным Богом. Он приоткрыл людям сладость и красоту Небесного Царства, так, что Петр не хотел уходить из того места, наслаждаясь вечной радостью.

Но учеников ждал неожиданный поворот. Господь не только открыл им Свою славу, но и показал путь к ней – страдания, распятие, крест и смерть. Это было неожиданно и непонятно. На пике своей земной славы предаться в руки убийц и мучителей. Это непонятно до сих пор всем, кто не знает настоящего христианства. Единственный путь к Богу – это путь через Голгофу к Преображению.

Почему? Потому что любовь – это жертва. До конца полюбить можно, только забыв себя до конца. Так любили своих жен и детей солдаты, сражаясь до смерти на полях брани. Так любит мать своего ребенка, решаясь умереть, лишь бы он жил. Так возлюбил Бог этот мир, что став Человеком, разделил с каждым из нас все невзгоды, страдания, и саму смерть. Только забыв себя, можно увидеть Бога и полюбить Его.

Конечно, в нашей жизни редко встречается Голгофа, подобная Христовой. Она была в жизни мучеников и страстотерпцев. А в наших судьбах – это болезни, непонимания и многие проблемы. Они малы, несоизмеримы с Христовыми страданиями, но и их нужно терпеть, благодаря Бога, потому что только через это, через призму веры, надежды и любви, можно увидеть свет Преображения.

Об этом пишет евангелист Иоанн: «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Евангелие от Иоанна 1: 9-13).

Этот свет был не только в жизни мучеников. После прекращения гонений на Церковь, люди стали уходить в пустыни и отделенные местности, чтобы в безмолвной молитве соединится с Богом. И множество людей, спустя века, после Христова воскресения, видели свет живого Господа. Правда, уже не на фаворской горе, а в собственном сердце. Пустынники и отшельники, отрешившись от всего земного, молитвой и постом очистили собственные души, они дали Богу возможность действовать в их сердце, и там воссиял свет Христов.

Но неужели встреча с живым Иисусом – это только удел избранных подвижников? Нет, Господь пришел к каждому из нас. С каждым из нас Он встречается в момент Причащения Тела и Крови Христовых. Каждый раз на литургии, когда виноградное вино становится Кровью Господней, и хлеб – Его Телом, мы соединяемся с Богом для вечной и радостной жизни, для Преображения и Воскресения.

Поэтому принося в храм яблоки и плоды нового урожая, которыми в наших широтах заменяется традиционный в Греции виноград, будем помнить о том, что должны принести Богу и плоды духовные: покаяние, молитву, пост. Помнить о том, что под видом виноградного вина, Господь дает нам ощутить и познать Самого Себя, чтобы и в нас сиял Его вечный свет.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен