Проповедь Димитрий Ростовский

Димитрий Ростовский

Александр Невский

Святитель Димитрий Ростовский жил в непростое для России время – время перемен и реформ, когда менялся взгляд людей на жизнь и то, что еще вчера казалось незыблемым, подвергалось сомнению и пересмотру. Реформы Петра Великого окрыли нашей стране путь к европейским ценностям, Запад стал диктовать политику, образование, моду… Россия вышла на мировую арену в экономике и хозяйстве, но вместе со всеми радостями цивилизации, из заграницы хлынула культура, которая настойчиво навязывала свои идеалы. Эпоха Просвещения, объявленная Петром, подарила нашей стране Ломоносова и Пушкина, Академию наук и мощный флот, принесший военную славу. Россия стала мировой державой, но кое-что она все-таки потеряла.

Появившийся в Европе протестантизм (одно из направлений христианства), оценивал благополучие человека не его духовным состоянием, не его близостью к Богу, а тем, насколько успешен он в своей жизни. Богатство и здоровье – это Божие благословение, это показатель того, что человек на правильном духовном пути, что он «спасается» - считают протестанты. Цель жизни – преуспеть, поэтому бизнес и материальное производство постепенно стали вытеснять из человеческого сознания мысли о Небесном Царстве, заменяя их земным раем. И конечно, такая идея нравилась реформатору Петру – он оставался человеком верующим, православным, но жажда земного благополучия не только для себя, но и для своей Родины, не давали ему покоя до конца дней. Но сколько империй рушилось, забывая самое главное – что без Бога невозможно построить на земле рай, что Царство Небесное внутри человека.

Несмотря на многие реформы, которые превратили Русскую Церковь в заложницу государства на несколько веков, виднейшие иерархи поддерживали Петра. И среди них был святой митрополит Ростовский Димитрий. Вопрос в том, что просвещение они с Петром понимали по-разному.

Святитель видел просвещение России неотделимым от Православия. В проповедях, богословских и епископских трудах он обращается к самым острым темам современной ему действительности. Начиная с, казалось бы, с мелочей: русские люди не хотели брить бороды по западному образцу, считая это предательством веры. Святитель объяснял, что образ Божий в человеке не зависит от его внешности – главное, что внутри, в душе.

Противостоял он и старообрядцам, утверждавшим, что спасение зависит от древних книг, икон и правил. Дело не в обрядах – они менялись в разные эпохи. Важно понимать то, во что ты веришь и как ты веришь. Ставя свечку в храме или открывая молитвослов – мы не автоматически выполняем набор правил, подобно каким-то шаманам – мы общаемся с Богом. Мы приходим на службу в храм и должны понимать, что несет в себе то или иное действие, понимать язык молитвы, иконы – бесценных сокровищ, оставленных нам предками, которые не должны мертвым грузом лежать в храмах – они должны помогать нам приближаться ко Христу.

Главным трудом в жизни святителя Димитрия стали его Четьи-Минеи. Это странное название означает ничто иное как «жития святых, для ежедневного чтения». Святой Димитрий провел огромную и уникальную работу – он изложил жизни тысяч святых людей понятным для современников языком (дело в том, что до него большая часть житий была написана церковно-славянским языком, слишком сложным для большинства верующих).

Для наших предков дорогим преданным были не только платья и украшения, но и книги. Главными из которых были Евангелие, Добротолюбие, и Четьи-Минеи. Это было излюбленным чтением в семьях, где знали грамоту. Любовь к святости, выражало идеал русского человека. Русь называли Святой. Не потому что все ее жители обладали высокой духовностью – просто стремление к Богу было выше всего в русском человеке. И до того момента, когда умами начали владеть французские любовные романы и авантюрные приключения, рассказы о подвигах мучеников и преподобных, святителей и праведных были настольной книгой каждого православного человека. Не даром, в более поздних житиях, написанных после святителя Димитрия, мы часто встречаем слова: «прочитав о подвигах древних, он загорелся духом и сам устремился к чистой и непорочной жизни».

Чувство близости святых не покидало святителя всю жизнь. Он не раз писал, что сами подвижники являлись ему и уточняли детали своего жития. Это чувство родного плеча, на которое можно опереться, доступно и нам. Святые наши друзья, наши помощники в жизни, что же мешает общаться с ними, как с живыми людьми? Стоит только открыть сердце в молитве к святому, и ответ не заставит себя ждать. Тысячи судеб отписаны в книгах святителя Димитрия и в каждой из них мы можем найти что-то близкое нашему сердцу.

Наверное, и мы сейчас живем в эпоху перемен. «Новый мировой порядок» занимает умы не размышлениями о смысле жизни, и отношениях с Господом. В наши сердца рвется с экранов телевизоров и интернета принцип «бери от жизни все!». Стремление хорошо жить свойственно человеку, оно вполне разумно и не предосудительно. Но нельзя забывать, что есть нечто большее: все сокровища мира не стоят человеческой души. И конечно, каждый человек, в глубине собственного сердца ищет свет и радость, которые не подарят никакие заемные блага и удовольствия. Тем важнее обратится к людям, которые нашли этот Истинный Свет и приблизились к Нему своей жизнью. Этот принцип гениально выразил ростовский святитель: «…Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль».

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен