Проповедь Григорий Палама

Григорий Палама

Александр Невский

В жизни святого апостола Петра было много радостных и трагических событий. Но одно из них он вспоминал особенно, до конца своих дней: однажды Петр увидел Бога.

Христос избрал Себе учениками простых рыбаков, и Петр в их числе, оставив все, последовал за своим Учителем. Он был свидетелем чудес Иисуса Христа, поражался глубине Его учения, но все же ... видел перед собой Человека. И вот однажды Господь привел Петра и еще двух апостолов на гору Фавор, в день который мы называем Преображением. Христос просиял перед учениками неземным светом, светом Божества. С тех пор уже никто из них не мог сомневаться, что Иисус Христос – Истинный Бог.

Когда апостолы возвещали миру о Спасителе, святой Петр одним из главных свидельств своей веры видел именно это событие, эту энергию Божественного света, и голос Отца, раздавшийся с неба: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной (небесной) славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет.1:16-18).

Иоанн Богослов – один из трех свидетелей преображения Христа, говорит, что Господь – это «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Евангелие от Иоанна.1:9).

Во второе воскресение Великого поста Церковь напоминает всем людям, что Преображение, очевидцами которого были апостолы, в котором сами принимали участие, открыто для каждого человека. «Свет Христов просвещает всех!» - возглашает священник во время одной из великопостных служб. «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4) – какие удивительные слова: быть причастниками, то есть такими же, как Бог, возможно ли это для человека?

Похожий вопрос задал своему духовному наставнику, старцу Серафиму Саровскому, купец Мотовилов, когда они однажды зимой были в лесу. В этот момент простой русский купец XIX века стал свидетелем чуда, которое видели апостолы Петр и Иоанн: лицо святого старца засияло неземным светом. Он ответил на вопрос: что такое Небесное Царство. И как Петр некогда не хотел уходить с фаворской горы, желая остаться там навсегда, так и Мотовилов описывает в своем дневнике, что чувствовал в этот момент небывалое тепло среди зимнего мороза, благоухание, какого не ощущал ни в одном парфюмерном магазине, но, главное, на сердце была неизреченная радость, от того, что Бог рядом.

Много свидетельств древности говорят нам о том, что Божественный свет становится радостной реальностью для людей, посвятивших свою жизнь Господу. Так, например, когда святой Сергий Радонежский служил Божественную Литургию, в евхаристическую Чашу сходил с неба огонь, и он этим огнем причащался. Монах Иов из Почаевской лавры – многие дни посвящал молитве, запиравшись в келье, и монахи не раз видели языки пламени, вырывавшегося из входа туда, но пламя это не жгло, оно было иной природы – небесной.

Итак, опыт живого богообщения открыт во все времена в Церкви, с тех пор, как пришел на землю Иисус Христос. С тех пор как Бог стал Человеком, Он призывает каждого из нас стать богом.

Есть на земле удивительное место – гора Афон в Греции. Это своеобразное «государство монахов», людей, которые всю свою жизнь посвятили тому, чтобы стать святыми. Это не громкие или амбициозные слова – это реальность, которую возвещает нам Церковь. Это реальность открытая каждому. Сотни людей бегут в этот кусочек рая на земле. Там и сейчас много русских людей, таких же как мы, например, из городов Подмосковья, или других уголков России, наших современников, которые может быть недавно ходили по улицам наших городов. Чего они ищут там?

По объяснению одного современного подвижника, долгое время бывшего духовником афонских монастырей, Софрония Сахарова, человек уходит в монастырь, потому что однажды, через опыт молитвы и покаяния, он прикоснулся к Богу, а Бог прикоснулся его душе. Этот божественный луч пробил серость нашей повседневности и указал путь к вечности. Ощутив радость Божественного присутствия в своей жизни, человек уже не может довольствоваться теми жизненными ценностями, которые раньше составляли смысл его жизни. Он прилагает неимоверные усилия, только бы Господь не оставил его снова одного. А все эти усилия и подвиги направлены только на одно – чтобы умолкла наша гордыня и мы могли увидеть Бога. Любовь возможна только тогда, когда человек забывает себя (вспомним юношескую влюбленность, готовую горы свернуть).

Куда ведут мистические практики других религий? Медитация, например, заставляет человека замыкаться на себе. Но что человек найдет в глубине своего сердца? – пустоту, из которой был создан Творцом. Он словно растворяется в этом небытии самоизоляции...

Что же предлагает Православие? заглянуть в свое сердце вместе с Господом. Для этого есть простое и верное средство – маленькая молитовка: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Человек, искренне, с покаянием, повторяющий имя Спасителя, открывает Ему свое сердце. И со временем он видит удивительные перемены в своей жизни – в нее входи Бог. Эту молитву можно повторять и во время работы, поездок, домашних дел – в общем всегда, потому что жизнь с Богом – это именно жизнь, повседневность. Люди, же которые свою судьбу посветили этой молитве, еще здесь, на земле становились причастниками божественно света. Память одного из выдающихся творцов иисусовой молитвы – святителя Григория Паламы и празднуется в это воскресенье.

Время Великого поста открывает каждому человеку возможность ощутить радость быть с Богом. Для этого нужно приложить немного усилий - в исправлении своих грехов покаянием и молитвой. А стать причастниками Христа, мы можем в любой момент, придя в храм, к евхаристической Чаше.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен