Проповедь Амвросий Оптинский. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог

Амвросий Оптинский. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог

Александр Невский

Так говорил один из оптинских старцев – преподобный Амвросий. Он вообще любил говорить в рифму, любил пошутить, чтобы ободрить человека в сложной жизненной ситуации. «В Оптину за опытом» - говорили в народе. И действительно, в кельях оптинских старцев, казалось, побывала вся Россия. Святой Амвросий, его предшественники и последователи принимали князей и крестьян, простолюдинов и интеллигенцию, великих русских писателей, художников, ученых – для всех находилось слово поддержки не только в духовных, но и в мирских, бытовых делах.

Оптинские старцы показали пример того, как христианин и даже монах может и должен принимать деятельное и созидательное участие в жизни всего общества, всей страны. Монастырь, затерянный в калужских лесах стал сердцем духовной жизни России XIX – начала XX веков. Причина тому не реликвии и древние иконы, а живые свидетели того, что жизнь по Евангелию возможна в любое время и в любом месте. Их принято называть старцами, потому что люди, которых просветила благодать Святого Духа, приобретали высшую небесную мудрость, не сравнимую с нашим житейским опытом. Они не зависимо от возраста приобретали духовную зрелость и становились наставниками на жизненном пути не только для своих учеников, но и для всех приходящих к ним за советом.

23 ноября 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря родился сын. Перед рождением младенца в дом съехалось по какому-то поводу множество гостей. Была большая суматоха, народ толпился и в доме и на улице. В последствии, будучи уже старцем, Амвросий любил шутить: "Как на людях я родился, так все на людях и живу».

Мальчика назвали Александром. Он был бойким, веселым и смышленым. Отец воспитывал своих восьмерых детей в православной вере. Александр закончил духовное училище и семинарию, затем работал учителем детей одного помещика, преподавал в Липецком училище. Юношу любили все окружающие за веселый и живой характер. Но, не смотря на внешнюю беззаботность, у него была одна тайна, которая не давала сердцу покоя. Учась на последнем курсе семинарии, Александр тяжело заболел и дал обет постричься в монахи, если поправится. Господь даровал ему выздоровление, но вот с выполнением обещания он медлил. Однажды в Липецке, гуляя по берегу ручья, он отчетливо услышал слова: «Хвалите Бога, любите Бога…». Александр горячее молился Божией Матери, чтобы она направила его дальнейший путь, и понял, что настало время выполнения обета.

В тайне от всех по совету одного подвижника он приехал в Оптину пустынь, некоторое время пожив в гостинице и выполняя различные послушания. Через несколько лет Александра постригли в монахи с именем Амвросий, затем рукоположили в иеродиакона и иеромонаха.

Но ему не суждено было отправлять службы и молиться в тишине монашеской кельи. Господь избрал для отца Амвросия иное занятие. Тяжелая болезнь положила его в постель, и уже до конца жизни он так и не выздоровел полностью, с трудом передвигаясь по монастырю.

После смерти старца Макария, этот тяжелый подвиг перешел к его ученику Амвросию. Весь день старца состоял из приема людей, ответов на вопросы и письма с перерывом на молитву. Удивительно, откуда у больного человека, практически прикованного к постели находились силы, чтобы изо дня в день наставлять людей, которые беспрерывной вереницей тянулись к нему, видя в нем святого и прозорливого наставника. Он действительно забыл про себя, свою жизнь и желания – главное было поделиться даром благодати, которым его щедро наградил Господь, со всеми нуждающимися.

Прозорливость старца поражала людей. Он читал людские души как открытые книги, еще до того, как человек начинал объяснять свои проблемы. Известен случай, когда одна скептически настроенная девушка пришла по просьбе матери поговорить со старцем, но сомневалась в его благодатном даре. Когда она еще сидела в сенях, дожидаясь встречи, отец Амвросий поднялся с кровати и вышел из кельи. «Ну что Вера, пришла посмотреть на лицемера», - сказал старец, найдя глазами в толпе девушку.

К отцу Амвросию приходили со всякой нуждой, порой даже не по духовным вопросам. Однажды он беседовал с группой людей, среди них сидела старая крестьянка, лицо которой было печально. Старец спросил, в чем ее беда, и старушка ответила, что у нее болеют утки. Тогда Амвросий, бросив всех остальных посетителей, стал объяснять ей, как надо ухаживать за птицей, чтобы она выздоровела. Отличаясь живым и деятельным умом, он часто давал советы купцам и предпринимателям как лучше вести дела. Он благословлял на различные строительства и предприятия, поездки. Казалось нет вопроса, по которому он не мог дать ответа.

После тяжелой драмы – смерти сына приехал в Оптину Ф. М. Достоевский. Он прожил в скиту недолго, но множество деталей, упомянутых в «Братьях Карамазовых», возникло под впечатлением поездки. Преподобного Амвросия посещали также В. С. Соловьев, А. К. Толстой, его духовным сыном был К. Н. Леонтьев, многие другие писатели, мыслители и публицисты. В значительной степени на материале Оптиной написан «Отец Сергий» Льва Толстого. Но самое главное, за чем приезжали к старцу, было конечно же не это, а различные вопросы отношений человека и Бога, духовной жизни.

«Как жить?» - слышался со всех сторон этот важный вопрос. Старец по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Это вызывало улыбку, но если вдуматься в эти слова, поражаешься их глубине.

«Скука унынию внука, а лени дочь. Что бы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». «От чего люди грешат ?», задавал старец вопрос, и сам отвечал: «Или от того, что не знают, что должно делать и чего избегать; или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся и унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности, служить Богу. От лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина: уныние или леность, забвение и неведение, от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами».

Оптинские старцы оставили нам замечательную молитву, которой начинается день и которая подходит для любого человека:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я не получал известия в течении дня, научи меня принять их со спокойной душей и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных случаях не дай забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течении дня. Руководи моею волею, научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить».

Прошло время старчества, но кто знает, быть может Господь еще зажжет и в наше время светильники духовной жизни, подобные оптинским старцам. Но не стоит забывать, что когда Господь забрал их к Себе, Он лишь сделал их еще доступнее для нас. Теперь нас не разделяют километры. И один молитвенный вздох: «Святые старцы оптинские молите Бога о нас!» - дает нам возможность излить им свои нужды и печали, испросить благословения и молитвы. Так что не стоит пренебрегать этим сокровищем для спасения собственной души.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен