Проповедь Григорий Богослов

Григорий Богослов

Александр Невский

«Говорить о Боге — великое дело; но гораздо большее — очищать свое сердце для Бога», - писал в далеком IV веке святитель Григорий Богослов. Дело в том, что в то время, как и сегодня, было очень много людей, которые любили поговорить о смысле жизни, о Боге и религии, проще говоря, «пофилософствовать». Однако мало среди них было и есть тех, кто действительно готов встать на путь веры, впустить в свою жизнь Господа. Делать всегда сложнее, чем говорить или смотреть. Легко следить за футбольным матчем, лежа перед телевизором, - кажется, что сам бегаешь по полю. Легко комментировать и болеть за игроков, но самому выйти на поле сложнее: то времени нет, то силы уже не те…

Наверное, такой подход свойственен человеку в любом деле, и как не прискорбно, и в деле веры, деле спасения своей души. В XIX веке известный русский святой – Игнатий (Брянчанинов) сказал странные, а для кого-то и шокирующие слова: «Науки есть. академии есть, есть кандидаты, доктора богословия… А случись с этим богословом какая напасть и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких: доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, подобно мифологической!». Эти слова отражают реалии предреволюционной России, где немалая часть интеллигенции и дворянства знала о Православии с детства, но Церковь осталась для них чем-то чуждым и древним, потому что невозможно иметь духовную жизнь лишь теоретически – это уже не жизнь.

Конечно, революция и годы советских гонений послужили своеобразным фильтром, который показал, что по-настоящему неверующих было не так уж и много. Подтверждение тому – целый сонм Новомучеников и Исповедников Российских, среди которых были все слои населения. Они подтвердили свою верность Христу самой жизнью, а нередко и смертью. Они были не только теоретиками, но и практиками.

Интересно, что в Церкви за всю ее двухтысячелетнюю историю только три человека удостоились великого звания Богослова. Отличительной их чертой было не столько блестящее образование (апостол Иоанн Богослов, например, был простым неграмотным рыбаком, а Симеон Новый Богослов имел лишь школьное образование), сколько святость жизни. Именно благодаря своему чистому сердцу они могли не только постигать христианскую веру умом, но еще и созерцать Бога, общаться с Ним.

Интересно, что в церковной истории они появлялись постепенно, раскрывая миру суть христианского учения и отвечая на вызовы времени. Апостол Иоанн был учеником Спасителя. Он свидетельствует о величайшей истине: Бог стал Человеком. Слово стало плотью и обитало с нами…. В четвертом веке святитель Григорий Богослов и его сподвижники сформулировали догмат о Святой Троице: Бог один по природе, но троичен в Лицах - Отец, Сын и Святой Дух. Наконец, Симеон Новый Богослов исходя из своего опыта, свидетельствует, что Бог открывается человеку и становится видимым, причём не когда-то в будущей жизни, но уже здесь на земле.

7 февраля Церковь вспоминает одного из этих великих людей – святителя Григория Богослова. Он был поэт и о своей жизни сообщает в основном в поэтических произведениях. Его богословские гимны и трактаты также нередко имеют поэтический характер.

Святитель Григорий родился около 330 г. в имении близ каппадокийского города Назианза в христианской семье. Его отец был посвящен в сан епископа. Святой Григорий получил прекрасное христианское воспитание. Свое образование он окончил в Афинах, где сблизился с Василием Великим. Подвижник и поэт в душе, св. Григорий жаждал уединения и аскетических подвигов. Но этим мечтам не суждено было сбыться.

В то время многие христиане увлеклись арианством – ересью, которая утверждала, что Господь Иисус Христос не Бог, а всего лишь высшее творение. И Церковь разумно отвечала, что если бы Христос не был Богом, то, как Он тогда смог спасти людей от греха и смерти? Но беда в том, что арианство приобретало все больше сторонников. Поэтому православным нужно было бороться за Истину.

Григорий был молитвенником и поэтом. Но Церкви нужны были пастыри. Его посвятили в священники, а в 372 г. святой Василий Великий рукоположил его в епископа г. Сасимы. Городок этот был ужасный. Это был пересыльный пункт, расположенный на перекрёстке торговых путей. Жители его были столь агрессивны, что даже не приняли присланного им епископа.

Затем святителя Григория отправили в Константинополь, чтобы там возглавить небольшую горстку православных христиан в арианском окружении. Здесь в маленькой домовой церкви Воскресения он прочитал пять Слов о Богословии, в которых изложил церковное учение о Пресвятой Троице.

Его проповедь, начавшаяся в 379 г. была столь успешной, что к моменту II Вселенского Собора (381) ариане уже были в меньшинстве. Св. Григорий, признанный императором Феодосием архиепископом Константинопольским, стал одним из организаторов Второго Вселенского Собора, который явился торжеством Православной веры.

Всю жизнь он мечтал о тишине. Он жаждал быть наедине с Богом. Но Господь устроил судьбу своего святителя по-другому. Своим чистым сердцем, которому были открыты вершины богословия, он послужил тысячам людей, которые уклонились от истины, вернуться в Церковь. Так нередко бывает и в жизни простых людей: мы ждем чего-то грандиозного и великого, а Бог желает, чтобы мы послужили Ему именно в этом месте, с этими людьми, в этих обстоятельствах, в которых мы живем сейчас.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен