Проповедь Вонифатий мученик

Вонифатий мученик

Александр Невский

Новый год для большинства жителей нашей страны – один из главных праздников календаря. Это некий поворотный момент, время подведения итогов и взгляда в будущее. Не зря ведь говорят: «Как встретишь новый год, так его и проведешь». А есть еще по-детски наивное, но такое оптимистичное четверостишье: «Говорят под новый год, что не пожелается, то всегда произойдет, то всегда сбывается!».

Конечно, такие надежды и загадывание желаний под бой курантов – лишь добрая традиция. Мало кому удавалось действительно утром 1 января начать новую жизнь, после обильного застолья и веселой праздничной ночи. Да и не время, наверное, начинать всё сначала под взрывы фейерверков и блистание бенгальских огней. Для этого нужна собранность, серьезность и настойчивость.

Однако мало кто знает, что в церковном календаре в этот день отмечается память святого, которому удалось вот так взять и в корне поменять свою жизнь. Произошло это, конечно, не на новый год и не в России, но история его весьма поучительна.

Речь идет о мученике Вонифатии. Его знают многие церковные и нецерковные люди, прежде всего как святого, которому молятся о людях, подверженных недугу пьянства. Вот уж действительно ирония судьбы: память Вонифатья приходится как раз на тот день, когда немалое число жителей нашей страны испытывает похмелье, после веселой новогодней ночи. Но в Церкви случайностей не бывает. Все в нашей жизни происходит по Промыслу Бога, Который хочет каждому человеку счастья и спасения.

Не было случайностей и в жизни святых. Вонифатий жил в III веке в Риме, который к тому времени уже утратил столичный титул и потихоньку превращался в провинцию. Однако здесь все еще жила богатая аристократия.

Так вот, Вонифатий был всего лишь рабом у богатой римской матроны Аглаиды. Она полюбила своего раба и хотела быть с ним до конца дней. Но, увы, – римское право не позволяло патрицианке и рабу заключить брак. С точки зрения закона их любовь была банальным сожительством.

Надо сказать, что и Вонифатий и Аглаида симпатизировали христианству. Но, как и теперь, Церковь признает законным брак, если он законен перед обществом и государством. Такая коллизия мешала влюбленным вступить в церковную общину. Кроме всего прочего, Вонифатий сильно увлекался вином. И если патриции и культурные люди пили разбавленное вино, то раб, имевший свободный доступ к винным погребам Аглаиды, не считал нужным смешивать вино с водой. Для того времени пить неразбавленное вино – это уже алкоголизм.

Конечно, и с точки зрения общества и Церкви они были всего лишь любовниками, незаконными сожителями. Но оба имели огромное желание обратиться к Богу, потому что чувствовали, что настоящее счастье и истина – в христианстве.

Аглаида очень переживала, что они с Вонифатием не могут стать христианами, не расставшись. Но женская религиозность сильнее мужской. Раньше римляне молились героям — а теперь новые герои, христианские мученики, творят чудеса — все про это знают. Мощи мучеников с первых дней Церкви стали источником благодати. Их бережно хранили, им поклонялись. Ведь мученик, как и любой другой святой, теперь перед Престолом Божиим. Он может просить все, что угодно… Аглаида решила построить небольшой храм в своей усадьбе и устроить там усыпальницу со святыми мощами, чтобы молитвами святых мучеников разрешился их духовный парадокс. Не зря ведь и по сей день не иссякает поток богомольцев к святым мощам – значит, есть результат, иначе бы давно забыли люди эту тропинку!

Аглаида снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил; "А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?" Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и всё время пути был сосредоточенным.

Прибыв в город Тарс, Вонифатий остановился со своими спутниками в гостинице, а сам пошел посмотреть город. Несколько дней ждали его спутники, подумав, что непутевый раб опять заглянул в какой-нибудь кабак повеселиться.

Но в это время Вонифатий уже пил «новое вино» в Царствии Божием. Вино, которое дарит не одурманивающий смрад греха, а настоящее веселье и блаженство. «Новым вином» в Библии называется радость общения с Богом. Эту радость и вкусил Вонифатий.

Гуляя по улицам Тарса, он пришел на городскую площадь, где казнили «государственных преступников», то есть тех, кто отказался принести жертву императору как богу. Таковыми были только христиане, потому что для остальных жителей Империи вопрос религии был не принципиальным.

Вонифатия поразило то, что эти, по сути невинные люди, не проклинали своих палачей, не молили о пощаде, не врали и не отрекались… С миром и какой то особой радостью они молились Богу и предавали Ему свои души. Это и были святые мученики, с которым лицом к лицу столкнулся римский гуляка.

Неожиданно солдаты заинтересовались странным зрителем: «Кто ты? И что здесь делаешь?». «Я христианин!», - твердо и уверенно ответил Вонифатий. Следующим в очереди на казнь был он сам.

Спустя некоторое время спутники Вонифатия доставили в Рим его святые мощи, которые Аглаида и поместила в новом храме. До конца дней она прибывала в своем поместье, молясь Христу у гробницы святого, а после кончины была погребена рядом с ним.

Так двое любовников и любителей светской жизни стали святыми. Один - мучеником, другая – праведницей. История, казалось бы, трагическая, но оба они получили настоящую свободу. Вонифатий – от своих страстей и от своего рабства, а Аглаида от неразрешимых человеческим умом противоречий. В этой жизни они вкусили страдания, чтобы в будущей насладиться настоящим счастьем, которое возможно только с Богом.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен