Проповедь Вознесение Господне

Вознесение Господне

Александр Невский

Все церковные праздники похожи на маяки, светящие среди неумолимого течения времени, чтобы показать людям правильный путь. В чем отличие церковного праздника от обычного? На первый взгляд оба являются воспоминанием о каком-либо радостном событии истории или о великом человеке. Но события священной истории тем замечательны, что каждое из них – может повториться бесчисленное количество раз, и не где-нибудь, а в человеческой душе. Христос снова и снова рождается на земле в сердце человека, решившего начать новую жизнь вместе с Богом. И Воскресение Христово, случившееся однажды, повторяется вновь, когда Господь выводит нового человека из рабства греха, тления и смерти.

Праздники не просто события, они требуют ответа самого человека, действий и осмысления. Потому и дана людям заповедь освободить праздничный день от житейских забот и посвятить его Богу, чтобы, поставив себя перед Господом, человек взглянул на свою жизнь, понял, что это событие настолько связано с его жизнью, что может изменить ее коренным образом.

Какое же отношение имеет Вознесение Господне к жизни отдельного человека? Воскресший Христос, завершивший свой земной путь уходит туда, откуда пришел – к Отцу, чтобы вознести человека, на высоту, для которой он был создан и до которой он сам не смог дойти. Это значит, что для каждого человека теперь открыт путь к Богу, в Царство Небесное, путь указанный и пройденный Иисусом Христом.

Один человек, глядя на икону Андрея Рублева «Троица», спросил: «Почему за столом, где сидят Отец, Сын и Святой Дух, пустует одно место?». «Это место Бог приготовил для тебя» - вот ответ, который дает нам Христос. Ради тебя Он облекся в плоть, взяв на себя всю тяжесть человеческой природы, испорченной грехом. Чтобы исцелить и освободить человека от смерти Он сам прошел через смерть, страшную смерть. Вместе с человеком Бог прошел весь жизненный путь, и теперь человек вместе с Богом идет новым путем, которым еще не ходил: от времени к вечности, от земли на небо. Такой же человек, как каждый из нас поднимается на высоту недоступную Ангелам.

Человек – существо удивительное. В нем, единственном во вселенной, соединено земное тело и небесная душа. Он единственный принадлежит одновременно земле и небу. Но в этом и величайшая трагедия человека: потеряв однажды правильное взаимоотношение души и тела, он теперь раздирается противоречиями. Бывает, в нем просыпается образ Божий он стремится стать похожим на своего Творца, стать чище, светлее. Тогда он становится способным к высоким порывам, добрым поступкам и порой готов даже пожертвовать самим собой ради другого. А бывает земное притяжение оказывается слишком сильным и человек идет на поводу у своих низменных желаний и страстей. И лишь тогда он может обрести мир с самим собой, когда придет к правильному видению своей жизни, что Господь хочет его целиком, и телом и душой сделать причастником собственной любви.

Христос преодолел все разделения. Он соединил человеческую душу и тело так, что теперь ничего не сможет их разлучить, но главное, Он соединил Бога и человека также неразрывно. Если говорить о цели христианской жизни, как о соединении человека с Богом, то, конечно, этой цели можно достичь только вместе с Христом. Только понимая, что в этом мире человек задыхается без Бога, что без Него любая земная радость, не более чем игрушка «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (от Марка 8,36), он начинает осознавать, зачем пришел в этот мир Спаситель.

Люди и раньше своими силами пытались войти на небо. Достаточно вспомнить великое строительство вавилонской башни, но не в силах человек преодолеть земное притяжение, если не ухватится за протянутую с неба руку Христа. Только понимая, что он тонет в глубине собственных грехов и страстей, миражей и иллюзий, человек может всем сердцем обратится к Богу. И вот здесь может начаться действительное вознесение человека на встречу Господу.

Это возможно только если человек станет подобен парусу корабля. Сам парус не способен сдвинуть корабли с места, ели его не наполнит стремительный ветер. Но и ветер ничего не способен сделать, если парус дырявый, если он не может распахнуться навстречу ветру, а болтается бесполезной тряпкой. В жизни христианина нет места его «самодеятельности». Все что он делает, он делает с Богом. Просыпается утром, ест, работает, общается с другими людьми – все это он сопровождает молитвой, или хотя бы мыслью о Боге. Но сама молитва, пост и другие действия, направленные ко спасению человека, невозможны без помощи Божией. Молитва без благодати Божией превратится в бесполезное сотрясание воздуха, пост – в диету, а добрые дела станут не проявлением искренней любви, а поводом гордится собой. Все станет бесполезным, только потому, что человек перепутал средства с целью.

Быть с Богом, значит все предать в его руки. Когда человек пытается жить по Евангелию, то начинает понимать, что стоит ему сделать шаг, как он тут же оступается. Заповеди эти слишком высоки, чтобы человек мог их выполнить своими усилиями. И здесь рождается одно из главных качеств, необходимых для спасения – смирение. Все что не происходит в жизни, человек начинает воспринимать с миром, зная что, все ниспослано Господом, Который хочет нашего спасения. Любое обстоятельство жизни – это возможность подняться на ступеньку вверх: преодолев возникнувшее искушение, откликнувшись на просьбу человека или с терпением перенося неприятность. И, наконец, самое главное, он понимает, что чтобы справиться со всеми обстоятельствами жизни, нужно всем сердцем предать себя Богу, а уж Он даст силы.

После Воскресения Господь являлся ученикам много раз. Потом, сорока днями позже, Он собрал их на горе. Это было последнее явление Иисуса ученикам – прощание Его с ними, но они этого не знали. Иисус многое сказал им и дал разные наставления. Кажется, они очень плохо поняли Его, и не понимали, что должно случиться. Даже спрашивали Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь ты царство Израилю?». Очевидно, они думали, что Иисус, как Мессия, сразу будет царствовать над миром.

Но Иисус, сказав всё, поднялся на глазах их, и облако взяло Его из вида их. Ученики в изумлении стояли и смотрели на небо. В тот момент, когда Иисус был с ними, ученики Его были полны радости и вдруг, когда Иисус исчез, они растерялись и опечалились, почувствовав себя сиротами.

Так порой бывает и в нашей жизни, когда кажется, что Господь безмерно далеко, что не слышит наших молитв. Но перед Своим Вознесением Христос сказал: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (от Матфея. 28, 20), а значит это время он дает нам лишь для того, чтобы понять как слабы наши собственные силы, чтобы с еще большей уверенностью уповать на Господа.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен