Проповедь Вериги апостола Петра

Вериги апостола Петра

Александр Невский

Есть у христиан обычай, идущий из далекой древности: хранить и почитать то, что связано с жизнью святых людей. Стоит только вспомнить прошлогоднее поклонение Поясу Пресвятой Богородицы, на которое собирались многотысячные очереди. Те, кто ездил в Дивеевский монастырь, помнят, что там паломникам обязательно предложат сухарики, освященные в котелке батюшки Серафима Саровского. Есть и много других примеров, когда столетиями верующие хранят предметы и вещи, которыми пользовались угодники Божии. В книге Деяний святых апостолов, описывающей жизнь первых христианских общин и распространение веры, кроме многочисленных рассказов о чудесах апостолов Петра и Павла, совершенных ими лично, говорится и о том, что верующие прикладывали пояса и платки, в которых ходили апостолы к больным или бесноватым, и те получали исцеление.

29 января в церковном календаре есть интересное событие – Поклонение веригам апостола Петра. Эти вериги, собственно, не относятся к личным и любимым вещам святого апостола. В XVIII-XIX веках были популярны различные тяжелые цепи и оковы – вериги, которыми подвижники сковывали свои тела для «умерщвления плоти», то есть, чтобы утихли страсти, которые мешают духовному возрастанию человека. Но это явление достаточно позднее и неоднозначное. Вериги же апостола Петра не имеют отношения к аскетическим подвигам. Это цепи, наручники, которыми сковали проповедника Христа в Иерусалиме, в попытке пресечь апостольское благовестие. Ими пытались усмирить не тело, а дух неугомонного Петра, который не хотел повиноваться земным властям, потому что обрел Небесного Царя.

В двенадцатой главе книги Деяний описано чудо, которое совершил Божий Ангел. Он явился ночью в темницу, и озарил ее светом. Оковы сами собой спали с рук благовестника, двери темницы открылись и Петр оказался на свободе, для того, чтобы нести людям радостную весть о воскресении Господа. Были у него и другие оковы в Риме, из которых Петр освободился уже не для проповеди, но для того, чтобы выйти в вечную жизнь: при императоре Нероне он был казнен. Вериги апостола верующие хранят и по сей день, как память о великом подвиге, которому и сам Петр радовался, «что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие». (Деяния, 5:41).

Вообще, примеры святых людей, прежде всего апостолов, пророков и мучеников, поражают тем, как люди воспринимают происходящие в их жизни события. Прежде всего, они видят руку Божию, Его промысел, который неизменно ведет человека к спасению, даже тогда, когда кажется, что он близок к погибели. Если бы Петр и Павел унывали каждый раз, когда попадали в узы или были избиваемы и гонимы, думая, что пришел конец проповеди и сотни людей не услышат благую весть; если бы мученики пред казнью скорбели о потерянной жизни, то разве хватило бы у них сил не оказаться малодушными, и не разувериться в Боге?

Важно помнить, что Господь никогда не посылает человеку испытания, которое превышает его силы, которое может сломать его. Любая беда и напасть, какими бы страшными они не казались, всегда ставят человека перед выбором: всецело предаться в руки Божии, или пытаться выбраться своими силами, и, в конце концов, потерпеть поражение.

Человек, приходящий в Церковь знакомится с великим сонмом святых от древних времен до наших современников. И у каждого из них свой путь к Богу. Но нельзя не заметить, что святые первых веков христианства совершали великие подвиги ради Бога. Они навсегда уходили в пустыни; денно и нощно молились; постились, то есть полностью отказывались от пищи не длительное время. Многие нынешние христиане пытаются повторить эти подвиги, но тщетно... Как выразился один из современных подвижников: «нам оставлено покаяние». Человек нашего времени уже не способен совершить великие подвиги, описанные в патериках, но отцы, которые были почти нашими современниками, говорят о том, что мы должны идти иной стезей – терпением скорбей. Мирное и безропотное перенесение всего, что посылается нам Богом для очищения грехов - вот путь, который оставлен христианам нашего времени. Исполнив хотя бы это, мы получим награду от Бога, не меньшую, чем великие подвижники.

Надо сказать, что это предвидели и древние святые. Например, святитель Иоанн Златоуст писал: «Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, для того... и всякие скорби, чтобы мы из-за этих бедствий всегда прилеплялись к Богу и таким образом, через временные скорби, сделались наследниками Вечной Жизни. Покой и веселье обыкновенно ведут к беспечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе».

«Не здесь обещал нам Бог даровать покой и Царство Свое, ибо век сей назначил быть для нас училищем, местом искуса и подвига. Поэтому не будем унывать, когда случаются с нами огорчения и скорби, а, напротив, станем более радоваться, что идем путем святых. Ибо Господь наш Иисус Христос, податель жизни нашей, все Домостроительство (то есть дело нашего спасения) Свое во плоти совершил страданиями», - подтверждает его мысли святой Ефрем Сирин.

Поэтому, какими цепями и веригами, не связывала нас жизнь, будем помнить, что ничего не бывает без Божией воли. По искренней вере и в нашей жизни может появится Божий Ангел, способный открыть любые двери.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен