Проповедь Вера, Надежда и Любовь. О настоящем и призрачном

Вера, Надежда и Любовь. О настоящем и призрачном

Александр Невский

Имена Веры, Надежды и Любови неразрывно связаны в нашем сознании. Это не случайно, потому что имена трех главных христианских добродетелей носили реальные люди – римские девочки, жившие во II веке. Церковь чтит их как великих святых, потому что они во всей полноте оправдали свои имена. Их веру во Христа, надежда на Него и любовь к Богу не смогли сломить ни мучения, устроенные безбожными властями, ни сама смерть.

Символично и имя их матери – Софии. В переводе с греческого оно означает «мудрость». Мудрость бывает разная. Мы привыкли называть умным и рассудительным человеком того, кто найдет выход из любой ситуации, кто не останавливается перед трудностями и всегда достигает успеха. Иногда мудрость ассоциируется с житейским опытом, а иногда с умением обвести вокруг пальца, ради личной выгоды. Но христианство дает совершенно четкое и точное понятие о мудрости. Мудрости не земной, а той, что подает Господь: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Послание апостола Иакова.3:17).

Казалось бы, все перечисленное отнюдь не приводит к счастью - сплошное самоограничение… В этом как раз и кроется загадка христианства: вечный выбор между земным благополучием и небесным блаженством, между любовью к Богу и соблазнами этого мира. Христианские заповеди – словно «перевёртыши» наших представлений о счастье. Блаженны нищие духом, кроткие, прощающие… словно счастье – это забыть себя. На самом деле так оно и есть. Вопрос только в том ради чего забыть себя. Кто-то забывает себя ради карьеры, погони за богатством. Кто-то - в бесконечном потакании своим страстям ища удовольствий и развлечений. Есть цели и вполне благородные: семья, общественная деятельность и множество других. Но Господь говорит о том, что есть только одно, самое важное, ради чего стоит забыть себя – Бог и ближние.

Только тогда человек будет счастлив, когда откроет свое сердце навстречу Спасителю.

Он уже сделал первый шаг. Воплощение Христа, Его крестная смерть и воскресение – это жертва Творца ради Своего творения. Бог умеет любить до смерти. Но, призывает к взаимности.

Святыми мы называем тех, кто сумел в полной мере ответить на этот призыв. Мученики умирали за Христа, преподобные отцы всю жизнь боролись со злом внутри себя, как сами говорили: «до крови, до смерти». Юродивые отрицали все условности и правила нашего падшего мира, признавая себя безумными, обретали небесную мудрость. Какой подвиг не возьми – везде любовь человека к Богу и ближнему доходит до самозабвения. Но чем выше подвиг, тем выше и награда. Иногда люди дни и ночи трудятся для достижения своих целей. Но что в итоге? Деньги, слава и благополучие – временные и скоропреходящие ценности. Награда же христианского подвига – вечная жизнь и радость.

Это важно понять для того, чтобы разобраться, что двигало умами и сердцами христиан первых веков. Церковный календарь испещрен именами мучеников. Каждый день Церковь празднует победу над смертью порой десятка человек. Примеры есть и в наше время. Всего несколько десятилетий назад на Бутовский полигон и множество других мест свозили толпы людей, не отрекшихся от Христа. Что это? Массовое безумие? Или это свидетельство сотен тысяч людей о том, что в их жизни есть нечто большее, чем сама жизнь. О том внутреннем опыте богообщения, который выше смерти, который не стоит всех сокровищ этого мира. Это – любовь ко Христу, вполне реальная и искренняя.

Во втором веке гонения римских властей на христиан переживали свой расцвет. Для императоров-язычников самое сложное было не признать Христа Богом. Они включали в свой пантеон все верования и предрассудки народов, которые присоединялись к империи.

Что такого, если Иисус Христос займет почетное место в этом пантеоне? Но не так думают христиане. Любовь к Богу сродни любви юноши и девушки. Она не терпит третьего – это уже измена.

София с дочерями, когда их призвали к императору Адриану не желали переступить через себя и пойти на маленький шаг – бросить щепотку ладана на жертвенник языческой богини. Император негодовал. Что может быть проще: исполни ритуал, предписанный государством и иди с миром – молись кому хочешь, верь во что хочешь… Но для каждого верующего понятно, что формальностей не бывает. Это измена, которая лишает человека спасения. Если человек ради сохранения жизни отрекается от Бога, из-за боязни унижений скрывает свою веру или стыдится Христа, то в нем нет ни веры, ни надежды, ни любви.

София оправдала свое имя. Мать не стала прятать дочерей и просить императора о помиловании. Она обладала высшей мудростью и понимала, что настоящее счастье для ее детей – это мученические венцы.

Сложно сказать, кто страдал больше. Девочки, старшей из которых было всего двенадцать лет, или мать, видя как ее детей, по очереди пытают нечеловеческими мучениями, которые страшно описывать. Но она призывала их быть твердыми в вере и претерпеть до конца. И девочки терпели до смерти, не отреклись от Христа.

Любовь выше страха и смерти. Но человек не может в одночасье стать мучеником. Мученический венец – это награда всей жизни. Господь попускает его только тому, кто внутренне созрел, кто вошел в своей вере, надежде и любви на высшую ступень, на которой смерть уже не страшна. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Послание апостола Павла к Римлянам.8:15) – задает апостол риторический для верующих вопрос.

В богослужебном языке верующих часто называют верными. Это название не случайно. Оно о многом говорит. Можно верить во что-то. Там на небе «что-то» есть, или распространённая фраза, что «Бог у меня в душе» - вера бывает разная. Но верным можно быть только кому-то. Быть верными Христу – вот к чему призывает Церковь всех крещеных людей.

Мы живем в мирные для христианства времена. Никто не призывает нас отречься от Христа, не угрожает смертью. Но это не значит, что места для подвига не осталось. У нашего времени иной путь – быть верным в мелочах, в повседневности, и именно этим растить в себе любовь к Богу.

Быть верным в вере, значит знать, во что мы верим, знать те истины, которые открывает Господь о Себе в Евангелии и церковном предании и твердо держаться их. Быть верным в надежде – значит, всю свою жизнь предать в Божии руки, всю, до мелочей и нюансов, без остатка. И любовь имеет свои степени. В мелочах: в отношениях в семье, на работе и в любом месте, относится к ближнему как к родному. А любовь к Богу взращивается молитвой и церковными таинствами. И так постепенно человек становиться иным. Он действительно обретает Бога в душе. Но уже не абстрактного и интуитивного, а реального и живого – Иисуса Христа. И через какое-то время человек начинает понимать, как и тысячи людей до него, что ради того, чтобы быть с Ним не жалко и самой жизни.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен