Проповедь Великомученик Пантелеимон

Великомученик Пантелеимон

Александр Невский

За церковным ящиком, где продаются свечи, часто можно услышать вопрос: «Какому святому поставить свечу, чтобы выздороветь от такой-то болезни?». Хотя к такому делению угодников Божиих по «специальности» Церковь относится весьма сдержанно, но нельзя отрицать факта, что люди предпочитают обращаться за помощью к такому человеку, который сам был в аналогичной ситуации или при жизни помогал людям в тех же проблемах, о разрешении которых мы молимся.

На этой недели празднуется память великомученика Пантелеимона, пострадавшего в годы гонений на христиан императора Максимилиана. Юноша воспитывался в языческой семье, но уверовав во Христа, получил благодатный дар исцелять от болезней именем Иисуса Христа всех, кто обращался к нему. Надо сказать, что во многих жизнеописаниях святых мы находим случаи исцеления ими больных людей, но у них всех есть одна общая черта, уходящая своими корнями в Евангелие.

Когда Господь Иисус Христос ходил по земле с проповедью Нового Завета, то Его чудеса и исцеления были своеобразным доказательством Божьего всемогущества и победы над смертью. В христианстве есть очень четкое понимание того, как болезни нашего тела связаны с болезнями нашей души, то есть грехами. Именно с первым грехом Адама в мир вошла смерть, а за ней болезни и недуги, которыми по сей день страдает все человечество. Только с приходом Христа – нового Адама, смерть была побеждена. И хотя мы по сей день расстаемся с нашими близкими, которых уносит неумолимая смерть, надо понимать, что это лишь последняя данность человеческой природе.

Христос победил смерть человеческой души. После грехопадения она была похожа на водолаза, у которого порвался шланг подачи воздуха. Так и человек, жил без Бога задыхаясь и умирая. Смерть физическая – это временное человеческое состояние. Еще будет всеобщее воскресение, еще впереди новая космическая весна, когда наши души, соединившись с телами и обретут вечное блаженство. Вот только все зависит от того, жива ли будет душа, или она будет подобна тому водолазу, который так и не схватился за руку Спасителя, чтобы Он вытащил его из бушующего моря безбожия. Мертвые тела Господь оживит, но мертвая душа – это выбор человека, его отказ от Бога, и даже Творец Вселенной не вмешивается в этот свободный акт, хотя он и ведет к гибели.

Когда Спаситель ходил по пыльным дорогам Палестины, и каждый день исцелял множество людей, то говорил: «Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5, 14), или: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф 9, 2). Это связь между болезнью и грехом очень важна, ведь она открывает смысл болезни.

Телесные болезни – это лекарство от болезней телесных. Если корень всех зол - гордость, то смирением побеждаются все козни диавола. А когда человек смиряется? Когда попадает в тяжелые условия. Через болезнь Господь воспитывает человека, поэтому Он никогда не попустит испытания большего, чем человек может вынести. Об этом пишет в своем послании апостол Иаков: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение, терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка“ (Иаков 1.2-4). Но, конечно же, Церковь не отрицает этим заботу о собственном здоровье. Среди церковных таинств есть и одно, посвященное здоровью тела – Елеосвящение или Соборование. В нем священник от лица всей Церкви просит Бога простить человеку его грехи и исцелить от недуга.

Есть и целый сонм святых, среди которых и целитель Пантелеимон, имеющих особый дар помощи в недугах. Но, обращаясь к ним, нужно помнить, прежде всего, об исцелении души, и об этом просить, отдавая исцеление тела в руки Божии. Только Он знает, что нам полезнее для спасения болезнь или здоровье. Поэтому святые отцы призывают принимать от Бога все с благодарностью, потому что Он, в отличие от нас, мыслит категориями вечности, а не нашей земной жизни.

Старец Амвросий Оптинский советовал молиться в болезни так: Господи! Дай мне здесь терпение, а там отпущение.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен