Проповедь Великий пост

Великий пост

Множество людей ежедневно приходят в храм для того, чтобы помолиться о чем-то важном в их жизни. Зажигают свечи перед иконами, обращаясь через них к Богу и его святым. Но задумываемся ли мы о том, что в каждом человеке есть образ Божий? Человек – это живая икона, часто потемневшая от греха, часто покрытая трещинами и царапинами страстей, но все же икона. Поняв это, начинаешь по-другому относится к окружающим и к самому себе. Как прекрасна только что написанная икона, сияющая золотом и сочными красками, она словно окно в Небо. Так прекрасен человек, из общения с которым люди черпают любовь и радость. Сейчас, во время Великого поста, у человека появляется реальная возможность обновиться и открыть в себе сокровища, о которых он даже не подозревал. Возможность стать действительно иконой, глядя на которую окружающие восхитятся и прославят Творца.

Преображение человека может произойти только по его собственной воле, и это нелегкий труд. Но там где нет трудностей, нет и результата. Чтобы вырастить на огороде овощи требуется целое лето поливать, полоть, удобрять, сколько же усилий нужно приложить, чтобы душа принесла плоды? Человеку сложно работать над собой, ведь сама его природа после грехопадения изменилась: тело желает одного, душа другого, а дух, призванный управлять душой и телом и вести человека к Богу, потерял контроль над ними и беспомощно страдает. Прожив в таком состоянии долгое время, а порой и всю жизнь, мы считаем его вполне естественным, как привыкают к жаре или холоду, к богатству или бедности, пока вдруг не открывается совсем иная жизнь. Пост направлен на все существо человека. Это упражнения, оставленные нам святыми подвижниками веры, они проверены временем и опытом тысяч людей.

Тело привыкло к сытости и комфорту, уюту, оно ищет удовольствий. Порабощаясь ими, человек замыкается в круговороте своих земных потребностей, забывая о своем высоком, небесном предназначении и достоинстве. Чтобы разбудить тело, ему отказывают во всем вышеперечисленном. Во время поста не едят все продукты животного происхождения, они слишком отягчают тело, не давая ему шанса очнуться. Принято питаться в будние дни растительной пищей без масла, а в субботы и воскресения разрешается растительное масло и вино. Рыба в Великий пост, в отличие от остальных вкушается только в праздники Благовещения и Вербное воскресение. Следует заметить, что есть множество различных уставов поста: для мирян, для монахов и др., поэтому лучше посоветоваться в этом вопросе со священником. Каждый ориентируется на свои силы, помня что пост для человека, а не человек для поста.

Тело ищет комфорта и покоя, поэтому нужно сообщить ему бодрость. Самым древним и распространенным способом в Церкви для этого являются поклоны. Недаром именно в великопостном богослужении такое большое количество земных поклонов. Но это не просто физическое упражнение. Совершая поклон, человек выражает свое смирение перед Богом, сознает свою греховность и надежду на милосердие Божие. Поясные поклоны делают, крестясь, и наклоняясь вперед, а земные совершают, опускаясь на колени и касаясь лбом пола. Не стоит и много спать – пост, это время для дел и свершений. Не менее важно и воздержание от супружеских отношений.

Человек существо цельное, и то, что творится в душе, отражается на теле, и на оборот. Телесных усилий явно недостаточно для изменения всего существа. Душа тоже умеет объедаться и пост для души не менее важен, чем пост для тела. Но в чем заключается ограничение души? В пустых разговорах, развлечениях, сплетнях и во сем, что отнимает столько душевных сил, но не дает никакого плода, а порой приводит к греху.

Само слово «пост» говорит о том, что человек должен стать как часовой на заставе, проверяя каждую мысль, приходящую в голову, каждое движение своей души, чтобы удержать ее от греха. Воздержание от злых поступков, ссор, осуждения, нечистых желаний - задача человека, ставшего на защиту своей души от козней диавола, как главного врага нашего счастья. Естественная потребность души в информации с пользой удовлетворяется чтением душеполезных книг, благо их великое множество на церковных прилавках (о чем, кстати, не могли и мечтать, в недалекие советские годы, верующие люди). Жития святых, творения Святых Отцов и современных авторов – каждый может найти подходящую литературу.

И вот, наконец, у духа появляется возможность свободно вздохнуть и навести порядок в человеке, указать ему правильные ориентиры и направить на встречу Богу. Но помнит ли он сам этот путь? Столько времени покоряемый телом и душой он, наверное, забыл дорогу, значит нужно указать ее заново.

Множество людей прошли этим путем, так что мы не одни, а главное с нами Бог. К нему и стоит в первую очередь обратится в молитве. Часто задают вопрос: зачем читать сложные церковнославянские молитвы, разве нельзя обратится к Господу своими словами? Можно, но всегда ли мы имеем, что сказать Ему? Церковные молитвы – это молитвы святых людей, дух которых нашел путь к Богу. Читая и осознавая их человек, приобщается мыслям и чувствам подвижника, настраивая свою душу, как музыкант скрипку, сверяя ее с камертоном. Естественно, когда рождается своя молитва, нужно и с ней обратится к Богу.

Когда человек молится в одиночестве, он получает бесценный опыт общения с Богом. Но мы являемся и членами Церкви. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (от Матфея 18:20). Церковное богослужение является живым общением с Богом, ведь мы присоединяем свою молитву к тысячам других, в том числе и святых людей.

Сложно идти незнакомым путем, не имея проводника. Кто скажет, правильно ли мы идем? Слово Божие – проводник и компас в жизненном пути. Поколения людей черпали из Священного Писания как из неиссякаемого источника мудрости и истины. Неудивительно, ведь кто лучше Творца может знать, как правильно жить Его творению. Читать Библию лучше начинать с Евангелия – благой вести о пришествии в мир Христа Спасителя. Он пришел достучатся до сердца каждого человека, и Евангелие является лучшим способом услышать Его.

Пост – время милосердия. В древности существовала хорошая традиция отдавать сэкономленные на скоромной пище деньги нищим. Такая возможность есть и у нас. Но делать добро нужно и в ежедневных мелочах: в своей семье и на работе, да где бы не находился человек. Как часто мы не получаем благодарности за добро, или просто не хочется его делать некоторым неприятным людям. Но не получая награды на земле, человек получит ее на Небе. Пересилить себя несложно, а привычка делать добро всегда не останется у Бога без награды.

Но все усилия человека могут оказаться тщетными, ведь только Господь может совершить чудо преображения. Все эти усилия – только подготовка к самому главному событию – обновлению человека благодатью Божией. Оно может совершиться только в Церковных Таинствах, где человек встречается с Богом. Неудивительно, что в храмы во время поста стекается великое множество жаждущих обновления людей. Все эти ограничения и упражнения направлены на то, чтобы открыть человеку глаза на самого себя. Этот взгляд, теперь уже не с позиции самооправдания и собственной правоты, непременно рождает покаяние. Человек, разглядев в себе проблески образа Божьего, обязательно захочет сбросить всю скорлупу греха, все, что мешает ему быть самим собой. В Таинстве Исповеди смывается все, что уродует и порабощает человека, что делает его несчастным. Оно как баня для души.

Покаяние возможно лишь при искреннем желании человека начать новую жизнь. Эта жизнь невозможна только человеческими усилиями. Для нее нужна сверхъестественная сила. Она подается в Таинстве Причащения. Тело и Кровь Христовы, соединяясь с человеческим естеством, вливают в него божественную энергию для новой, светлой и чистой жизни.

Готовясь к какой-нибудь торжественной встрече или празднику, люди покупают новую одежду, приводят себя в порядок, делают прически. Но встреча с Богом, которая происходит в Причастии, требует другой подготовки: не внешней, а внутренней. Понять важность этого события и просить Господа о достойной встрече с Ним помогает специальное молитвенное правило: Последование ко Святому Причащению, которое есть в любом молитвослове, его читают накануне Причащения. Перед причастием установлен трехдневный пост и обязательная исповедь. Не надо забывать и том, как важно простить все обиды и не держать зла на ближних, тогда и Бог не помянет наших грехов. С этой мыслью и надеждой на Бога приступим к главному делу нашей жизни.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен