Проповедь Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Многие, наверное, помнят фильм «Покаяние», вышедший на экраны в восьмидесятых годах. После многих лет атеистической пропаганды это был некое откровение о духовной жизни. Так вот, в конце фильма одна старушка спрашивает главную героиню, правильно ли она идет к храму. На что получает ответ, что по этой дороге до церкви не дойдешь. «А зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?», - удивленно заметила бабушка.

Действительно, до революции крупные улицы городов заканчивались или начинались храмами – это хорошо видно в исторической части Москвы и других городов. Но не так обстояли религиозные дела в древнем Израиле. На всю страну, на многочисленный в то время еврейский народ Господь повелел построить один единственный храм, куда каждый верующий иудей (а неверующих тогда не было) должен был прийти несколько раз в год на большие праздники.

Идея эта понятна: среди языческого мира, поклонявшегося солнцу, луне или идолам, был единственный народ, которому Бог дал истинное Откровение, чтобы через него просветить, в конце концов, всех людей земли. Этот народ имел один храм как доказательство того, что у них Один Истинный Бог и его можно найти только здесь.

Если взять в руки Библию, то мы увидим, что большая часть ее – Ветхий Завет – история о том, как народ избранный Богом для особого служения в этом мире, постоянно уклонялся от своего назначения. История того, как Бог воспитывал человечество на протяжении тысячелетий, и особенно еврейский народ, порой страшными методами – кровопролитными войнами, пленениями враждебными государствами, бедствиями и другими средствами. Воспитывал Он в них одну единственную мысль, которую никак не мог усвоить ветхозаветный человек – без Бога он погибнет.

Но была еще одна мысль, которую Господь пытался вложить в души людей. Если они будут с Богом, тогда что?

Тысячелетиями люди, в самом начале своего бытия отпавшие от Господа, томились под гнетом греха и смерти. И евреи, которым дано было Откровение Бога, особенно остро чувствовали эту трагедию, ущербность и неполноценность человеческого бытия.

Господь дал людям еще один урок – жертвоприношения. Каждый иудей должен был несколько раз в год привести в храм самого лучшего ягненка или теленка из своего стада и принести его в жертву. Это в наших современных церквях приятно пахнет ладаном и воском, чистые полы и приятное пение. Древний ветхозаветный храм напоминал скорее бойню. По свидетельствам иудейских историков, например, Иосифа Флавия, на пасху приносилось столько жертв, что в одной из речек, которая текла возле храма, вместо воды была кровь... Вся эта бойня, конечно же, не нужна была Богу. Хотя и среди современных христиан часто встречаются люди, которые хотят «задобрить» Небесного Царя восковыми свечами, соизмеряя размер свечки с объемом любви к Богу. Это символы, уроки. Правда, для древнего человека эти символы были посильнее. Важно было запомнить: за твои грехи пострадает тот, кто не совершил никакого греха. (Хотя и сейчас символизмом пропитано все богослужение. Ставя свечу в храме, люди напоминают себе самим, какой должна быть молитва: пламенной и светлой. Для Господа важно расположение души человека. Поэтому ставя свечу без искренней молитвы и веры, мы совершаем никому не нужное действие).

Для исцеления людей от греха и смерти Господь выбрал самый удивительный способ – Он Сам стал Человеком. В Себе Самом Христос исцелил человеческую природу, прошел вместе с нами через земную жизнь и смерть, чтобы мы вместе с Ним могли воскреснуть. Христос стал главной Жертвой, за все человеческие грехи.

Совсем скоро Церковь будет праздновать Пришествие в мир Спасителя. И незадолго до этого мы отмечаем еще один праздник, в честь Его Пречистой Матери.

Родители Девы Марии долгое время не имели детей, моля Бога подарить им хоть в старости долгожданного младенца. Господь исполнил их горячую молитву. И как искренне верующие люди, они привели ее в храм, чтобы посвятить Божий Дар Самому Богу. В тот самый храм, единственный во всем Израиле. Но вместо привычного обряда жертвоприношения, священник сделал совершенно необъяснимое действо: он ввел девочку во Святая Святых. Дело в том, что в это место мог входить только первосвященник, да и то – один раз в год.

Господь часто говорит с нами на языке символов. И это действие означало то, что скоро этому храму, как и всему Ветхому завету, придет на смену Новый. Сам Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Евангелие от Иоанна 4:21-24). Дева Мария вместила в Себя Божество, подарив Богочеловеку Иисусу Христу плоть, чтобы Он стал таким же как мы, чтобы подобным исцелить подобное.

Новый Завет – это время, когда человек сам становится живым храмом Творца. Мы приходим в церковь, чтобы освятить наш живой храм таинствами, прежде всего Причастием, чтобы жить в полноте Церкви Христовой. Теперь в наших Храмах не убивают животных – символы не нужны там, где есть Истина. Христос принес жертву за каждого человека – только от нас зависит: принять ее или отвергнуть, обрести полноту жизни или продолжать погибать.

Психология ветхозаветного человека была такова, что все самое лучшее он приносил в дар Творцу, в благодарность Ему. Родители Богородицы принесли Богу самое дорогое, что у них было – свою дочь. Современные родители часто не хотят крестить детей, считая что, повзрослев, они сами сделают выбор. Однако, мы не спрашиваем детей, хотят ли они быть, например, образованными, не откладываем школу до совершеннолетия. Да и как ребенок станет верующим, когда вырастит, если он всю свою жизнь не слышал ни слова о Боге. Посвящая ребенка Богу в самом начале его жизни, родители дают ему возможность реализовать себя как верующего человека. Он с детства принимает исцеляющее таинство Евхаристии, за него молятся, он растет вместе с Господом, под покровом Божией Матери и Ангела-Хранителя.

Праздник Введения во храм Богородицы – это еще одно напоминание, что Господь ждет нас и наших детей, ждет, чтобы подарить полноту жизни, которая возможна только в Церкви, только со Христом.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен