Проповедь В предверии поста

В предверии поста

Церковный календарь не похож на привычную нам череду будней и праздников. Здесь можно говорить скорее о неких периодах, на которые делится церковный год. Это отрезки времени разной продолжительности, посвящённые какой-либо теме. Переживание и понимание этой темы – важная часть духовной жизни христианина.

Недавно закончился период празднования Богоявления, главная мысль которого состоит в осмыслении великой Божией любви к людям, ради которой Он Сам стал Человеком, родился на этой земле, прошел нелегкий жизненный путь и в конце концов, прошел вместе с человеком через смерть, чтобы как Бог воскреснуть и воскресить каждого из нас.

Какого же церковное понимание Богоявления? Многие люди, в принципе, признают Иисуса Христа как историческую Личность, как великого Учителя человечества, даровавшего нам такое нравственное учение, которого не смогла выработать цивилизация за тысячи лет. Учителя, Который до страданий и смерти был верен Своему учению, за которое и погиб. Да, это высокий нравственный идеал, к которому все мы должны стремиться. Правда есть одно «но»: эти люди не признают Христа Богом…

Казалось бы, ничего страшного в этом и нет, лишь бы человек был хороший, лишь бы жил по Евангелию – вот оно и спасение. Но Церковь с первых веков своего существования отвергала подобные учения как ересь, отрезала их от себя и выбрасывала, потому что такое понимание веры не есть христианство. Ведь признавая Христа просто человеком, люди этим самым ставят Его в один ряд с Конфуцием или Толстым – несомненно, выработавшим свои моральные и мировоззренческие нормы, но остающимися всего лишь одними из многих. Если Христос всего лишь Учитель, простой человек, то он за пределами моей жизни, где то там, два тысячелетия назад. Бог для того и стал Человеком, чтобы уже никто не мог сослаться на свои немощи и привычки, что все люди грешны. Господь преобразил нашу падшую природу и дает нам все силы для того, чтобы жить по Евангелию. Путь нашей жизни мы можем пройти одни, а можем пройти вместе с Ним, чтобы стать как Он, чтобы Он избавил нас от вечной смерти.

Понимание Рождества, Богоявления и Сретения Господня ведет нас к мысли о том, что Господь для нашего спасения сделал все, что от Него зависело. Теперь наступает время нашего ответа Богу: принимаем ли мы Христа, становится ли Господь частью нашей жизни, или по прежнему Он где-то там, на горизонте нашего сознания, в заоблачных далях?

Осмыслению этого вопроса посвящен наступающий период церковного года – Великий Пост и Пасха. Хотя сам пост наступит через несколько недель, христиане заблаговременно находят пищу для размышлений в так называемых подготовительных неделях к Великому посту.

Первое воскресение, и следующая за ней неделя называется «О мытаре и фарисее». Оно уже наступила 24 февраля. С этого момента в богослужении начинают использовать особую книгу – Триодь, содержащую в себе песнопения и тексты, посвященные покаянию. Как сказано в самой книге, замысел ее в том, чтобы «вспомнить вкратце всю меру благодеяний Божиих, бывших к людям от начала, и привести всем на память то, как мы, Им созданные и оставившие заповедь, данную нам, от блаженства рая отвержены и изгнаны были завистью змия и врага, то есть начинателя зла, низложенного за гордость. И то, как пребывали отлученные от благ Божиих и водимые диаволом», пока Господь Иисус Христос не исцелил нас Своею смертью для вечной жизни.

Для размышления в первую неделю Церковь предлагает евангельскую притчу о двух людях, пришедших в храм: благочестивом человеке, исполняющим все церковные предписания – фарисее, и мытаре – грешном сборщике налогов. Казалось бы, разница между ними очевидна, но Господь смотрит в сердце человека. И в их сердцах он увидел противоположность внешнему. Фарисей искренне считал себя праведником, можно сказать, что он сделал столько добрых дел и столько выполнил обрядов, что его не в чем упрекнуть. Все бы ничего, если бы фарисей при этом не осудил грешника мытаря, считая себя лучше него. Мытарь же, наоборот, не находя оправдания своей грешной жизни, в надежде покаяния всем сердцем обратился к Богу. Оказывается, духовное состояние человека может не совпадать с его внешней жизнью. Оказывается, человек может помогать другим, но делать это не по любви, а ради хорошей репутации, попросту - тщеславия. Оказывается можно всю жизнь ходить на службы в храм, но при этом ненавидеть соседей или превозноситься над ближними. Или просто заявить: я не убиваю, не краду – что еще от меня требовать, итак никаких грехов. Для Бога важно то, что у нас в душе. Это один из отправных пунктов покаяния. Ведь и для мытаря и для фарисея открыт путь исправления.

В следующее воскресение евангельская притча о блудном сыне призывает нас не просто осознать свою жизнь. Она призывает к покаянию, возвращению к Богу. Господь предстает в этой притче не как грозный Судья, а как любящий Отец. У него случилось несчастье – один из сыновей покинул отчий дом, ушел в поисках лучшей жизни, на встречу «приключениям». Но, увы, не нашел ничего кроме разочарования. Пресытившись грехом, узнав всю его пустоту, он решается вернуться к отцу, не надеясь на добрый прием. Но Господь встречает человека ни упреками, ни гневом и наказанием, а крепкими отцовскими объятиями, радуясь о нашем возвращении. «Поскольку некоторые люди, зная за собой много непотребного, доходят до отчаяния, никак не желая вступить на путь добродетели, но, ссылаясь на множество прежних зол, впадают те же и еще худшие грехи, то святые отцы предлагают эту притчу, чтобы вывести их из уныния», - говориться в Триоди.

Наконец, последнее подготовительное воскресение – воспоминание второго пришествия Христова. В современном мире оно воспринимается как некая катастрофа, «конец света». Но для верующего и кающегося сердца – это желанная встреча: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»,- говорит Христос. Не чего боятся тем людям, которые внемля словам церковного песнопения, которое теперь будет петься каждую воскресную службу: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче…», поспешат к спасительным таинствам Покаяния и Причащения, чтобы собственной судьбой ответить на Божий призыв к вечной жизни.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен