Проповедь Был ли Фома неверующим

Был ли Фома неверующим

Александр Невский

Первое воскресенье после Пасхи в православной традиции носит очень необычное название – Антипасха. Мы привыкли к тому, что приставка «анти» означает «против», но греческий язык, из которого она пришла, гораздо богаче. Антипасха значит «вместо Пасхи», это завершение Светлой пасхальной недели, вернее, продолжение, потому что православные празднуют Христово Воскресение 39 дней подряд.

В это воскресенье в храмах за богослужением читают евангельский отрывок об апостоле Фоме, поэтому Антипасха называется еще Фоминым воскресеньем. Рассказ этот известен всем: когда воскресший Спаситель явился Своим ученикам, то апостола Фомы не было рядом. Он не доверился другим апостолам, когда те рассказали о воскресении Спасителя и сказал: “Если не увижу на руказ Его ран от гвоздей, ... не поверю”(Евангелие от Иоанна 20, 25). Это выражение стало крылатым: теперь всякого сомневающегося называют «неверующим Фомой».

Говорим мы так, потому что плохо знаем Евангелие. При более внимательном прочтении Священного Писания, выясняется, что апостол Фома отнюдь не был скептиком.

Когда Христос явился Марии Магдалине, «она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Евангелие от Марка 16:10-14). Или другой случай: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними». (Евангелие от Луки 24:36-43).

Оказывается, что все ученики Христа не могли поверить в Его воскресение, даже когда увидели Господа. Фома же, увидев Воскресшего Христа, как рассказывает Евангелие, не стал ничего испытывать и сомневаться, он сказал сразу: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:28). Сразу поверил.

Беда в том, что часто мы ищем в вере и Церкви не Бога, а исполнения собственных чаяний и желаний. Так апостолы, были типичными представителями еврейского народа, жившего ожиданием Мессии – Царя. Только учение о Миссии настолько извратилось и изменилось за долгое время, настолько обросло человеческими измышлениями, что когда Христос наконец пришел, то Его даже не узнали. Не узнали, потому что ждали земного царя, который освободит иудейский народ от ненавистного римского рабства, а Он пришел, чтобы освободить все человечество от власти греха и смерти. Не узнали, потому что ждали решения житейских проблем: «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6:27), а Он пришел дать пищу нетленную – Тело и Кровь Свою, вкушая которые человек обретает вечность.

Столько раз и мы прибегаем к Господу, как только случаются неурядицы, проблемы или болезни. Часто люди готовы посетить десятки святых мест, поставить множество свечей, заказывать молебны, но как только Господь исполняет просьбу, Его вновь забывают. Или не исполняет, по ведомым только Ему причинам, и тогда вера совсем ослабевает… Причина одна – мы не доверяем Богу, сказавшему: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матф.6:33).

Христианская вера полна парадоксов. Кому-то Господь является Сам, как, например, многим святым, а кому-то не дает такого удостоверения. Возможно, здесь имеет значение готовность человека, открытость его Богу. Господь однажды сказал в одной из притчей: «Если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:19–31). Наверное, поэтому Христос и не явился после Своего воскресения тем, кто Его распял – Ироду, Пилату или израильским старейшинам.

В нашем мире еще не оскудели чудеса, даже такие, которые на может объяснить наука: схождение Благодатного Огня в Великую Субботу, мироточение икон или Туринская плащаница… Любой верующий человек может привести множество примеров чудесного «стечения обстоятельств» по промыслу Божию или других случаев, которые не объяснишь логикой. Но, для скептика всегда найдется выход и объяснение, пусть и самое простое – «не верю!». Часто люди не принимают веру в Бога, потому что сомневаются в том или ином вопросе, но даже если все разложить по полочкам, все равно человек говорит, что не готов… Проблема чаще заключается не в логике или доверии, а нежелании жить по Божиим заповедям.

Но не надо забывать: то, что кажется невозможным человеку, возможно Богу и тысячи людей за более чем двухтысячелетнюю историю христианства показали миру, что жизнь по Евангелию возможна, стоит только поверить.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен