Проповедь Архиепископ Фаддей Тверской

Архиепископ Фаддей Тверской

Александр Невский

Человек, который хоть раз в жизни присутствовал на архиерейском богослужении, не мог не отметить красоту и торжественность этого чина. Неудивительно, ведь он формировался в Церкви не одно столетие и вобрал в себя всё великолепие византийских придворных церемоний. Те же люди, которым известен глубокий символический смысл каждого элемента богослужения: самого чинопоследования, песнопений, иконографии, облачений, осознают, что за этой пышностью скрывается одновременно и трагический смысл.

Например, перед началом службы архиерея облачают в священные одежды. Пред этим с него снимают мантию и рясу. Здесь мы вспоминаем евангельский рассказ о том, как после ареста Господа Иисуса Христа, Его обнажили и облекли в багряницу – красную одежду, которую имели право носить только императоры. Облекли, чтобы унизить, посмеяться ведь народ чтил Спасителя как царя. Или другой предмет облачения – митра: сияющий иконами и камнями головной убор, похожий на корону. Но означает он не что иное, как терновый венец, который острыми шипами вонзался в голову Христа, когда Его пытали.

Архиерей воспринимается Церковью как живая икона Господа. В истории было огромное количество примеров, когда святители Христовы подражали Ему не только символически – в одеждах и действиях во время богослужения, но и самой жизнью. Ведь настоящее, искреннее и ответственное служение епископа – это крест, потому что человек уже не принадлежит себе, а всецело отдался служению людям. Одним из таких примеров является священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской.

Когда в 1902 году иеромонаха Фаддея возводили в сан архимандрита (это последняя ступень перед епископством), епископ Антоний (Храповицкий) вручил ему митру со словами: «Искренне могу сказать, что на тебя сегодня я возложил поистине венец терновый». Все чувствовали приближение страшной революционной катастрофы. В те годы, как и всегда во времена гонений, становилась понятно, кто пришел в Церковь ради карьеры и почестей, а кто ради искреннего служения Господу. Слава Богу, первых оказалось очень мало. Принять епископский сан в те годы значило обрушить на себя недовольство власти, которое вскоре сменилось откровенным преследованием.

Первые аресты последовали почти сразу после революции. В первый раз он был арестован в 1921 г., будучи епископом Владимиро-Волынским, при подавлении большевиками повстанческого движения. Святителя скоро выпустили, но во время «изъятия церковных ценностей» арестовали снова. Ссылали в Астрахань, а затем отпустили в Тверь.

Один митрополит, который сидел с епископом Фаддеем в одной камере, откровенно признавался, что это смутное время, аресты и допросы, вызывали уныние и страх за будущее. Но священномученик, который и в тюремной камере сохранял теплую и искреннюю веру, воодушевил его словами: «Для нас настало настоящее христианское время: не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте, Христос ведь с нами». Христос с нами... Эти слова повторили тысячи новомучеников, которых советская власть истребляла только за то, что они верили в Бога.

Святитель, в своем идеале, всецело должен отдавать себя пастве. В мирное время это проповедь, строительство храмов и социальных учреждений, забота о школах и детдомах... Конечно, в тяжелые революционные годы об этом уже не могло идти речи. Но святой Фаддей и в камере умудрялся служить людям, отдавая сокамерникам даже подушку, одежду и немногочисленные продукты, которые приносили верующие. А в период освобождения, когда святитель прибыл в Астрахань, встречающие не могли понять, где багаж архиерея. Оказалось, что все вещи святой раздал нуждающимся.

«Что за человек кристально чистый, как драгоценный сосуд из горного хрусталя!», не раз изумлялись люди, после встречи с владыкой. Это подтверждают даже те, кто охранял его в тюрьме. Сокамерники смеялись над «блаженным старцем», не раз избивая его и всячески унижая. Но через какое-то время христианская любовь мученика смогла преодолеть даже ненависть уголовников. Так, что святого пришлось перевести в другую камеру, где история повторилась.

После освобождения, тихая жизнь в Твери оказалась недолгой. В 1937 году наступила новая волна репрессий и арестов. Издевательства следствия так и не смогли выбить из него признания в «контрреволюционной деятельности». Но этого было уже и не нужно. Всего через несколько дней святого расстреляли.

Патриарх Тихон однажды сказал о нем: «Владыка Фаддей – святой человек. Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное». Да, это редкое явление. Святость, которая еще при жизни, словно рвется ярким светом через телесную оболочку. Святость, которая любовью побеждает все, и сама смерть для нее уже не страшна. Это не слепой фанатизм или геройство. Просто каждый христианин знает, что есть нечто страшнее смерти – остаться без Бога. И знает, что за страданиями, если они ради Бога всегда следует Пасха. В этой вечной Пасхе теперь прибывает и священномученик Фаддей.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен