Проповедь Апостол Иуда

Апостол Иуда

Александр Невский

Есть много имен, давно ставших эпитетами, нарицательными, например, «Фомой Неверующим» часто называют скептиков и недоверчивых людей. Но есть имя, которым редкий человек назовет своего ребенка, потому что оно ассоциируется с подлым предательством. Речь идет об Иуде. В Церкви и даже просто в русской христианской культуре это имя действительно не пользуется популярностью, потому что трагическая история павшего апостола известна даже тем, кто не читал Евангелие.

Но церковь знает и другого Иуду, тоже апостола – брата Господня, верного ученика Иисуса Христа, принявшего за проповедь Спасителя мученическую смерть. Глядя на этих одноименных людей, поражаешься тому, как диаметрально противоположны их судьбы.

Иуда предатель был избран Господом для апостольского служения, и сам возможно горел искренней верой, но конец его был печален – в жизни Христа он сыграл одну из роковых ролей, предав Учителя Его убийцам. Каковы были мотивы его поступка сказать сложно. Апостол Иоанн называет его в Евангелии «вором», говоря о том, что жажда денег затмила в нем веру. Возможно Иуда, как настоящий иудей, ждал от Мессии земной власти и благополучия, не понимая того, что Христос пришел дать людям Небесное Царство. В истории было не мало попыток и оправдания Иуды. Например, говорили о том, что без его предательства не было бы и спасительной смерти Христовой. По другой версии апостол ждал, что его Учитель поднимет бунт против римлян за освобождение Израиля, и это предательство должно было служить, по его мнению, толчком к восстанию. Конечно, все эти попытки разбиваются об одну простую истину: Бог всегда оставляет человеку свободный выбор. Предательство и самоубийство Иуды – это его собственный выбор, пусть и роковой. Иуда начал верой, как ученик Христов, но закончил неверием и отвержением Бога.

Другой Иуда наоборот: начал неверием, а закончил святостью. Он был сыном Иосифа Обручника, поэтому все окружающие считали его братом Иисуса. Но, что интересно, в Евангелии мы не раз встречаем слова, говорящие о том, что близкие не верили в Христа как в Спасителя: «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их» (Евангелие от Матфея 13:57). Апостол Иоанн Богослов говорит еще конкретней: «Братья Его не веровали в Него» (Иоан. 7:5).

Так случается очень часто даже в нашей обыденной жизни. Например, когда человек начинает ходить в храм, постепенно воцерковляться, он нередко встречает сопротивление своих неверующих родственников. Такие конфликты бывают между мужем и женой, родителями и детьми. Часто верующий человек пытается убедить родственников в истинности своих взглядов, но наталкивается на стену непонимания. Что делать в такой ситуации? Наверное это некий духовный закон, раз уж с Самим Господом так поступали, что тогда говорить о других людях?

Надо сказать, что веру нельзя доказать, или логически объяснить. Можно разложить все по полочкам, но человека не убедить. Дел в том, что чаще всего человек становится верующим, когда видит огонек веры в других людях. Православие нельзя доказать, но его можно показать. И на примере Христа мы видим, как неверие его близких, постепенно сменилось искренним и самоотверженным служением проповеди Евангелия в мире. Апостол Иуда распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем - в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Наконец, святой апостол Иуда является автором одной из книг Нового Завета – Соборного Послания, самой краткой, но при этом содержащей много важных мыслей и наставлений.

В частности, Иуда касается вопроса отличия настоящих верующих от тех, кто только называет себя христианами: «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуды 1, 4). Во все времена были люди, которые оправдываясь падшестью и слабостью человеческой природы оправдывали свои грехи, надеясь на Божью милость. Но такая сознательная жизнь по принципу «сегодня согрешу – завтра покаюсь» не есть христианство. Понятно, что все люди грешны. Но Церковь тем и отличается, что это общество кающихся грешников, а не просто грешников. И без покаяния, без изменения по мере сил совей жизни, человек постепенно отпадает от Бога.

«Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуды 1, 5-6). Апостол напоминает, что многие люди, считавшие себя уже спасенными, спотыкались и падали из-за своего неверия или самонадеянности, как это случилось с Иудой Искариотским. Поэтому нужно всегда помнить, что вера не допускает формальностей. Если, например, человек без должной подготовки, лишь «по традиции», «потому что русский» принимает Крещение, а потом продолжает жить как раньше, забыв навсегда дорогу в храм, не исповедуясь и не причащаясь, не молясь, то такое Крещение и формальная принадлежность к Церкви будет ему лишь в осуждение.

Важно помнить, что нужно быть христианином не только по названию, но и по делам, по искренней вере и тогда человек вместе с апостолом Иудой может смело назвать себя братом Господним.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен