Проповедь Антоний Великий

Антоний Великий

Александр Невский

Так уж устроен человек, что в своих проблемах он чаще всего привык обвинять кого угодно, кроме себя самого: правительство, начальников, соседей… Хотя, понятно, что в нашей жизни очень многие беды приходят извне, порой независимо от человека. Но это только на первый, весьма поверхностный взгляд.

Одним из ключевых утверждений христианской жизни является понимание того, что очень многое в ней зависти от нашего внутреннего устроения, от состояния нашей души, и, в конце концов, от нашей веры. Именно поэтому христиане всех времен понимали: чтобы хоть немного изменить этот мир, нужно измениться самому.

До сих пор ученые ломают голову над тем, как кучка израильских неграмотных рыбаков, которые были учениками Христа, смогли обратить к христианству немалую часть Римской Империи? Как сама империя, которая завоевала полмира, через триста лет покорилась учению Спасителя? Ничем иным, кроме опыта своей жизни, верующие в Господа не могли воздействовать на язычников. «Посмотрите, как они любят друг друга!», - слышалось в адрес церковных людей того времени. Примеры мучеников и исповедников, оставшихся верными Христу даже под страхом смерти, заставляли самих палачей обратиться к Богу.

Но, наверное, самым парадоксальным был другой факт. Дело в том, что начиная с IV века, Православие стало государственной религией в Римской Империи. В Церковь хлынул поток людей, которые мало понимали, что такое вера. Это можно сравнить с тем, что происходило в России в 90-е годы: в храм за один день могли прийти десятки человек, чтобы креститься. Правда для подавляющего большинства, церковная жизнь дальше не пошла.

Так вот, именно в это время и возникло монашество, в том виде, котором оно дошло до наших дней. Не могли особо ревностные христиане видеть такое холодное отношение к вере, особенно в крупных городах, где люди крестились, но так, и не воцерковились. Такое массовое крещение привело к понижению нравственности и христианской жизни вообще. Поэтому многие христиане стали уходить в пустынные места, вдали от городов, чтобы там остаться наедине с Богом и самим собой. Чтобы достигнуть идеала христианской жизни: победить свои страсти и соединиться со Христом.

Парадокс же заключается в том, что эти самые пустынники-отшельники оказали, в конце концов, колоссальное влияние не только на церковную жизнь, но и на политику, культуру, науку… А люди всего на всего просто хотели спасения собственной души. Но не зря, много веков спустя, наш российский святой пустынник Серафим Саровский сказал: «Сотвори мир в своей душе и вокруг тебя спасутся тысячи».

Одним из первых преподобных отцов был знаменитый Антоний Великий.

Родители его были христианами и воспитывали мальчика достаточно строго: до юношеского возраста «он не знал никого другого, кроме них и своего дома», как говорится в житии святого. Родители хотели оградить своего сына от всего дурного, что он мог видеть вокруг, до тех пор, пока он не сможет самостоятельно разобраться в том, что полезно для его души, а что губительно.

Потом родители умерли. В 20 лет Антоний остался один с малолетней сестренкой на руках. Но уже в молодости в его душе горело желание всецело посвятить себя Богу. Поэтому, когда сестра подросла, он оставил ей необходимое для жизни имущество и деньги, а остальное раздал нищим и отправился в египетскую пустыню.

В Житии преподобного Антония мы найдем много чудесного, того, что случается далеко не с каждым человеком. Его почти до смерти избили и измучили бесы, диавол являлся ему то в образе «черного и страшного отрока», то под видом великана; он видел, как сатана препятствует грешным душам возноситься на небеса; наконец, с Антонием разговаривал Сам Господь.

Он ушел в пустыню, для того, чтобы бороться со злом, которое существовало в его сердце. Он скорее не бежал от мира, а уходил на единоборство, чтобы сразиться лицом к лицу со злом более страшным и разрушительным, чем то зло, которое нас окружает в миру.

Однажды на него так навалились искушения, что не только душевные, но и телесные силы подвижника истощились. Антоний лег на землю, чувствуя, что бороться больше не может. И в этот момент перед ним предстал Спаситель Христос. Антоний воскликнул: «Господи! Где же Ты был, когда я находился в таком страшном борении? Неужели Ты не мог мне помочь?..» И Спаситель ответил ему: «Я невидимо стоял рядом с тобой, готовый тебе помочь, если только поколебалась твоя вера...». Господь всегда рядом, но и мы должны показать свою веру, свое стремление быть с Ним, тогда обязательно исполниться всё, о чем мы просим Бога.

«Великую силу, возлюбленные братья, имеют против дьявола чистая жизнь и непорочная вера в Бога. Поверьте моему опыту, - для сатаны страшны молитвы и посты, кротость, скромность, смирение, сдержанность, больше же всего - чистосердечная любовь ко Христу»,- наставлял впоследствии своих учеников святой.

Однажды, ища мудрости, греческие философы пришли в пустыню к преподобному Антонию.

- Зачем вы, мудрецы, приняли на себя труд идти издалека к мне - неразумному?

- Мы считаем тебя не глупым, но, напротив, весьма мудрым, - отвечали они.

- Если вы пришли к неразумному, - снова смело обратился к ним святой, - то труд ваш напрасен. Если же, как говорите, я человек мудрый, то должны следовать тому, кого называете мудрецом, потому что следует подражать мудрым. Если бы я пришел к вам, то мне нужно было бы подражать вам; но так как вы пришли ко мне, как к мудрецу, то будьте же, как я, христианами!

Итак, победив зло внутри себя, преподобный Антоний смог помочь огромному числу людей изменить свою жизнь, преодолеть проблемы и невзгоды, найти выход из сложных ситуаций.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен