Проповедь Андрей Рублев. Окно в Небо

Андрей Рублев. Окно в Небо

Александр Невский

В духовной жизни есть свои законы, которые, как правило, противоположны законом нашего суетного мира. Один из них можно выразить словами Священного Писания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Удивительно, что человек, замечательный с христианской точки зрения, и безупречный в своей жизни (проще говоря – святой), может считать себя последним грешником, не достойным спасения. Закон этот объясняется просто: чем ближе человек приближается к Всесвятому Богу, тем заметнее ему становятся даже малейшие грехи, любые проявления падшей человеческой природы. Так, в лучах солнца заметны пылинки, летающие в воздухе, и на белой скатерти видны все пятна. В этом смысле, в христианской жизни есть яркая закономерность: чем смиреннее становится, тем выше Господь его возносит, кого-то в этой земной жизни, кого-то в Царствии Небесном.

Ярким примером такого смиренного человека, получившего великие дарования от Бога, является иконописец Андрей Рублев. Об этом ученике преподобного Сергия Радонежского мы не знаем практически ничего. Его житие не дает точных сведений о жизни – это, как правило, отрывочные свидетельства или общие фразы. Но мы знаем о его внутреннем мире нечто большее, чем биографические описание. Иконы, написанные преподобным Андреем раскрывают красоту Небесного Царства и одновременно чистоту сердца их автора. Ведь только в чистоте души человек может прикоснуться к совершенной красоте, Творец и Источник которой - Бог. В Евангелии сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (От Матфея. 5, 8). И он узрел.

Творчество иконописания – это не художественное мастерство и умение владеть кистью, вычислять пропорции и ловить свет. Горний (то есть духовный) мир не поддается законам физики или искусства. Его можно понять, только приобщившись Богу. Жизнь этого монаха была посвящена посту и уединению, молитве и послушанию. Но этот уход от мира не бегство, не изоляция. Он ушел, чтобы принести сокровенную в глубине верующего сердца любовь. И она явилась в его чудесных образах.

Преподобный Андрей жил в одно из тяжелейших времен в судьбе России. Монгольское иго, войны между удельными князьями, когда брат восставал на брата… Это время кровопролитий и бедствии. Но именно в этот период в глубине подмосковных лесов, и северных островов миру явилась внутренняя любовь монашеских сердец. Сергий Радонежский, Александр Свирский и сотни других известных и неизвестных подвижников призвали Русь к единству. Одни словом, другие молитвой, а третьи делами.

Андрей Рублев через свои иконы приоткрыл миру окна в Небо к вечной радости, где нет места разделениям, распрям и зависти. С его икон на нас смотрит милующий и любящий Спас, картина Страшного Суда делает акцент не на трагическом возмездии за грехи, а на радостной встрече со Христом всего мира. Но самый яркое и непревзойденное его творение - это, конечно же, Троица.

Преподобному удалось выразить в этой иконе невыразимое. Пусть в символах и образах, но приоткрыть миру тайну Пресвятой Троицы Единосущной и Нераздельной. Три Лица, три Личности в одном Существе. Отец, Сын и Святой Дух – и все они Единый Бог. Можно бесконечно долго говорить о богословской глубине этого образа. Но когда смотришь на Троицу, то сразу становится понятным, ради чего написал ее Рублев. Он призывал русских людей к такому же единству любви к Богу и друг к другу, какую мы видим на этой иконе. По этому поводу прекрасно сказал Н. В. Гоголь: «Бог весь одна любовь, содержащая в Своей Троице и любящего, и любимого и само действие любви. Любящий – это Бог Отец, любимый - Бог Сын, и сама любовь, их связующая, есть Бог Дух Святой». Андрей Рублев смог красками хоть немного приблизить нас к постижению самой великой тайны Вселенной – божественной жизни.

Здесь важны не столько догматические, сколько нравственные выводы. Бог призывает нас к любви потому что для Него Самого нет иного закона жизни, кроме закона любви, которую Он изливает на весь сотворенный мир и на каждого человека.

На иконе Пресвятой Троицы три Ангела – образы Отца, Сына и Святого Духа сидят за столом вокруг евхаристической Чаши. Один человек, глядя на эту икону, спросил: «Почему же одно место за столом остается свободным»? Ответ прост – это место Господь приготовил для тебя. Это звучит странно, даже дерзко. Но любой верующий человек на своем опыте знает, что только Бог может любить каждого человека как единственного в этом мире. Бог стал человеком именно для того, чтобы человек имел возможность стать богом, не по природе, потому что творение никогда не сможет быть равным Творцу, но по Божией любви, дару, усыновлению.

Взирая на эту икону, будем помнить, к чему призывает нас Бог. К величию, но и одновременно к ответственности. Ведь постигнуть тайну Божественной жизни, то есть спасти свою душу, можно только одним путем – жить по божественным законам, записанным в Евангелии и нашей совести.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен