Проповедь Борис и Глеб

Борис и Глеб

Александр Невский

Столетия разделяют нас с теми временам, когда на Русь пришло христианство. Много можно говорить о том, какое влияние оказало Православие на жизнь российского народа, его культуру и духовность, но самым главным сокровищем нашего государства, несомненно, являются люди. Именно в свете Православия как драгоценные камни сияют святые, ставшие путеводными звездами для тысяч русских людей многих поколений.

Не только наши предки, но и современники находят в молитве святым поддержку и помощь. Неудивительно, ведь святой – был когда-то таким же простым человеком, со всеми его слабостями и бедами, но все же смог своими усилиями и помощью Божией достигнуть главной цели человеческой жизни – Царства Небесного. Поэтому кто, как не святые могут так хорошо понять наши немощи и проблемы. К ним, как к друзьям и братьям прибегает каждый верующий, ведь они друзья не только нам, но и Богу. Вглядываясь в жизнь многих святых, понимаешь, что, не смотря на время, в котором они жили, обстоятельства и судьбы, по сути, она очень схожа с реалиями нашей жизни.

Первыми святыми, засиявшими на небосводе русского Православия были князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Они стали первыми не только в этом. Само слово «страстотерпцы» не было еще известно христианскому миру. Мученики, те, кто умирал за Христа и веру, - да, но за что умерли Борис и Глеб, ведь их никто не принуждал отрекаться? Страстотерпчество – это терпение страданий за правду Божию, за праведную жизнь. Такой удивительный и непонятный этот подвиг был для многих их современников, во многом он остается таким и до сегодняшнего дня. Во времена борьбы за власть любой ценой, времена кровной мести и жестокости эти братья явили удивительный пример смирения, не от слабости своей, а, наоборот, от силы большой и всепобеждающей – любви.

Те времена (начало XIII века) были тяжелыми для Отечества, его раздирали междоусобные брани, вражда, ненависть. Только что посеянные князем Владимиром семена христианства еще не успели дать обильных плодов на почве язычества. Князья воспитывали своих сыновей прежде всего бесстрашными воинами, защитниками и завоевателями.

Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском духе. Старший из братьев — Борис — получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Особенно его поражал подвиг мученичества. Глеб воспитывался вместе с братом, разделяя его стремление к Богу. Повзрослев, Борис стал управлять Ростовом, показав себя не только мудрым князем, но и искусным войном.

После смерти князя Владимира, старший его сын Святополк объявил себя великим князем Киевским, но, опасаясь за свой престол, он решил убить тех, кто мог ему помешать - собственных братьев. Первыми здесь должны были стать Борис и Глеб, горячо любимые отцом.

Так порой жажда власти, денег или простого земного благополучия способна погубить в человеке все человеческое. И здесь так легко провести параллель между временами далекого темного прошлого и нашей жизнью. Стоит включить телевизор или открыть газету, в сводке новостей чуть ли не каждый день появляются сообщения, что ради обладания квартирой, жилплощадью, имуществом родные люди судятся, дерутся, а то и убивают. Никого не удивишь тем, что дети ради обладания квартирой выгоняют мать-старуху на улицу. Или мать не хочет рожать собственное дитя, убивая его еще в утробе, чтобы не нарушить собственного благополучия. Это на бытовом, семейном уровне, а про борьбу за реальную власть не стоит и говорить.

Так и окружающие князя Бориса уговаривали его ввязаться в эту борьбу за власть, за Киевский престол с собственным братом. В его руках была сильная дружина, преданность простого народа, все шансы на победу, но он ответил: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!».

Вот где проявилось настоящее смирение: воин в кольчуге, с мечом в руках, не проливая не капли крови, одержал настоящую победу над суетным миром. То, за что борются столетиями тысячи людей, чем жаждали обладать очень многие – власть, которая была почти у него в руках, князь Борис отверг ради любви и ради заповеди.

Но Святополк не поверил в искренность Бориса. Он посылает убийц к собственным братьям. Несмотря на предупреждения, Борис не стал прятаться и сопротивляется. Он всецело положился на волю Бога, ведь правда была на его стороне. Убийцы ворвались в шатер, в котором князь расположился на берегу реки Альты и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце.

После этого Святополк умертвил святого князя Глеба. Вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Князья понимали, что последствия междоусобной войны будут гибельны для Руси. Жертвуя собой во благо Отечества, не желая проливать кровь неповинных людей, страстотерпцы предали себя в руки мучителей, а всю надежду возложили на Господа. Они выше всего поставили братство, жертвенность, любо Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести, - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.

Один святой Отец сказал: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (от Иоанна. 15: 13). Ибо если кто услышит оскорбительную речь и, имея возможность сам сделать подобное, подвизается понести труд, терпеть и не сказать ничего или если кто, будучи оскорблен на деле, сделает себе принуждение и не отплатит тем же огорчившему, такой человек полагает душу свою за ближнего своего”. Как это не согласуется с реальностью: любой ценой отстоять свои «права», найти виноватого, доказать собственную правоту – это прививается с самого детства. Но подвиг, это и есть усилие над собой, от малого к большому. Для него нужно действительное мужество, но и награда высока.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен