Проповедь Богоявление Господне. О крещенской воде.

Богоявление Господне. О крещенской воде.

Александр Невский

«Покажи эту воду водой обновления, водой освящения, очищением плоти и духа, ослаблением уз, оставлением прегрешений, просвещением душ, источником жизни…» - это слова молитвы из чина Великого освящения воды в праздник Богоявления или, иначе, Крещения Господня.

Наверное, по количеству людей, приходящих в храмы, с этим праздником может сравниться только Пасха и предшествующая ей Великая Суббота. Такая любовь к празднику объясняется просто: для очень многих людей важно не только духовное, но и материальное измерение веры. Важно прикоснуться к святыне, потрогать ее, сделать частью своей жизни. Господь дает нам такую возможность. И главная причина тому – как раз событие Богоявления, пришествия в мир Богочеловека.

В Господе Иисусе Христе Бог и человек соединились неразрывно, а через человека, с Богом соединилось и все творение, весь мир, вся Вселенная. И теперь через видимые материальные предметы Господь дает людям благодать, духовные блага и очищение. Любое таинство Церкви сопряжено не только с молитвой: в нем задействованы и вещества этого мира. Так, в Церковь мы входим через Крещение – через видимое омовение водой, Господь смывает с нас все грехи, исцеляет нашу природу, больную грехом. Во время Евхаристии хлеб и вино – простые продукты, становятся самым ценным, что есть в нашем мире – Телом и Кровью Христовыми, через вкушение которых мы соединяемся с Богом. В таинстве Елеосвящения – масло, которым священники помазывают больного, человека становится видимым символом милости Божией, исцеления души и тела. Другие таинства также не обходятся без символических действий: священник разрешает человека от грехов возложением рук с молитвой. Во время возведения в священный сан архиерей также возлагает руки на ставленника как видимый знак передачи ему благодати священства. Один священник, родившийся в Молдавии, рассказывал, что там все лето люди приносят в храм разные плоды и овощи, по мере того, как они созревают. Так, например, на Илью Пророка освящают персики, а в следующий праздник другие фрукты.

Для чего же такое обилие обрядов? Разве так важны для духовной жизни материальные символы? Странно, но даже те люди, которые не относят себя к воцерковленным верующим и считают, что достаточно верить «в душе», все же иногда приходят в церковь, например, чтобы освятить машину. Но для них недостаточно, чтобы священник сказал: «Я освятил ее «в душе» и помолился о вас». Для них важно, чтобы он окропил ее святой водой, как видимым знаком Божьего благословения.

Церковь призвана освящать все вокруг себя, весь мир вести в Божие Царство. И поэтому у христиан с первых веков сохранились обычаи осенять себя и все вокруг крестным знамением, кропить пищу и дома святой водой, зажигать лампады и свечи перед иконами, воскурять ладан… Все это не «излишки» церковной жизни, а живая потребность человека освящать мир вокруг себя, призывать божию благодать на себя и на все окружающее.

Но здесь, конечно есть и другая крайность. Человек состоит из души и тела, поэтому и духовные и материальные средства, помогающие ему в спасении, должны быть в гармонии. Можно вылить на себя ведро святой воды, и сколько угодно окунаться в крещенскую полынью, но святее от этого не станешь, если сердце далеко от Бога. Любой обряд – лишь «одежда» молитвы, помогающая ей. Но если кроме этой оболочки ничего нет, то происходит самая настоящая профанация, обрядоверие, которое никак не приближает к Богу.

Поэтому все те дары, о которых молится священник в чине Великого освящения воды, подаются Богом тем людям, которые приходят с искренней, живой верой. Эта вода, действительно великая святыня. Мы ее пьем и умываемся ею для того, чтобы приобщится этой святыне, стать ближе к Господу тогда, когда одолевают дурные мысли или телесные немощи и болезни. Есть хороший обычай принимать утром кусочек просфоры, и запивать ее крещенской водой с молитвой, для того чтобы встретить новый день со святыней и провести его с Богом.

Важно помнить и то, почему эта вода очищает, просветляет ум, отгоняет бесов. Происходит это потому, что воплощенный Сын Божий, Иисус Христос больше двух тысячелетий назад пришел на воды Иордана, чтобы принять Крещение.

До Него сотни людей приходили к этой реке и исповедовали Иоанну Предтече свои грехи. Он окунал приходящих в воду, в знак прощения. Но Господь был безгрешен, Он крестился для того, чтобы все эти грехи взять на Себя. От соприкосновения с Богочеловеком воды освятились, и мы молимся, чтобы и на нашу воду сошло то, самое иорданское благословение, которое Господь даровал в день Богоявления, Крещения Господня, когда отверзлись небеса и люди услышали голос Бога Отца, увидели Сына Божьего как Человеческого Сына и узрели Святого Духа, спускающегося в виде голубя с неба.

Именно для этого Господь дает людям крещенскую воду, чтобы себя и все вокруг освящать во Имя Отца и Сына Святого Духа, делая Божие Царство ближе к нашей жизни.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен