Проповедь Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

Александр Невский

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, имеет традицию выпускать на волю специально купленных для этого голубей или мелких пташек. Но так или иначе, христианское сознание понимает эти события в одном ключе – дарование Богом свободы человеку.

Что же такое свобода? Каждый уважающий себя человек стремится обрести свободу и знает свои права в современном мире. Права как гражданина, потребителя, работника и т. д. Все это можно отнести к некой внешней свободе. Но есть еще свобода и внутренняя. Ее нынешнее общество склонно понимать как некую раскрепощенность, независимость от стереотипов, самостоятельность личности. Одним словом, сегодня свобода человека – это его собственное «Я», вокруг которого вращается весь мир.

Но христианство понимает свободу совсем по-другому. Дело в том, что в каждом человеке есть инстинктивное начало – те необходимые для жизни действия, которые в нас вложил Господь: есть, пить, спать – все, без чего жизнь невозможна. Конечно, чтобы человек имел стимул все это делать, имел возможность жить полноценно, все это связано с удовольствием. Но вот беда: после грехопадения людей удовольствия вышли на первый план. Мы теперь не просто едим, а наслаждаемся едой, стремясь приготовить повкуснее, изысканнее. Еда – самый простой пример. Есть еще и психологические удовольствия и желания – быть первым, успешным, добиваться своего. Что же в этом плохого? Плохо то, что когда человек отдается своим желаниям, он забывает обо всем на свете, кроме себя, замыкается в себе.

Люди хотят свободы, которая дает возможность делать все, что придет в голову, и как правило, интересы других здесь учитывается мало.

Не зря, на церковном языке такие нормальные инстинктивные чувства, которые человек начинает использовать в свое удовольствие, называются «страсти» - то есть страдания. Они поглощают людей в большей или меньшей мере. А почему же они доставляют больше страданий, чем удовольствий? Потому что человек создан по образу Божиему, а Бог-Троица – это Бог любви. Он не знает слова «Я», потому что живет по закону МЫ.

Вспомним проявления любви в наше мире: мать не спит ночами, качая кроватку своего ребенка; парень решается на неимоверные поступки, чтобы заслужить внимание возлюбленной, или солдат готов на смерть, лишь бы его семья и Родина не пострадали... Все эти примеры, и тысячи других связывает одно – чтобы любить другого, надо забыть себя.

Получается, чтобы любить Бога, у человека часто недостаточно сил – его поглощает, притягивает мир земных удовольствий, проблем и страхов. Страсти как сети, как тяжкий груз не дают нам поднять глаз к небу.

Праздник Благовещения, который отмечается в это воскресенье, возвещает людям не мнимую греховную свободу, а настоящую – свободу от гнета греха. В чем эта благая весть? В том, что Бог забыл Себя (если такое выражение уместно применить к Богу). Забыл Себя ради людей. Он стал Человеком.

У любви много измерений и если со стороны одного любимого есть множество препятствий к союзу, то другой берет все в свои руки. Человек не смог поднять глаза к небу, и тогда Господь спустился на землю, стал одним из нас, чтобы нам протянуть человеческую руку, говорить с нами на человеческом языке.

Господь не перестал быть Самим Собой, но стал еще и Человеком, чтобы исцелить его от страстей и греха. Каждый крещеный или только что покаявшийся и причастившийся человек знает, что до этого Бог был где-то снаружи, во вне, а после Таинства, Он осязаемо, явно присутствует внутри нас. И если раньше в сердце царствовал закон греха, то теперь там Христос, а зло становится чем-то внешним, чуждым.

Но разве мы видим это в Церкви? Да – во множестве святых, во многих людях, в которых горит огонь божественной любви. А если этого еще не достигли, значит, не до конца отдались в руки Божественной любви, но путь уже начался.

В день Благовещения Ангел возвестил эту великую радость Женщине, Которая и должна была родить миру Богочеловека, Спасителя Христа. В этом, на первый взгляд известном событии, есть один важный момент, позволяющий понять, почему Господь для этой миссии выбрал именно Деву Марию из провинциального палестинского городка Назарета. Она всю Себя посвятила Богу и дала обет девства. Ее обручили старику Иосифу, который стал официальным мужем девушки, но по факту – опекуном, скорее отцом. Каково было Марии услышать, что Ей предстоит стать матерью? Что подумает муж? За такие вещи в древней Палестине насмерть забивали камнями... Но Мария смиренно приняла этот жребий, забыв о себе, своей репутации и даже жизни.

В этом событии нам открывается путь христианской жизни – забвения себя ради Бога и людей. Казалось бы это дорога безрадостная, противоестественная – она так похожа на крестные страдания Спасителя. Но так может думать лишь тот, кто на нее еще не вступил, потому что когда человек забывает себя, пусть понемногу, то Бог дает ему уже здесь, на земле вкусить радости райской жизни, несравнимой, ни с какими земными радостями. Великий Пост – это время решиться и начать этот путь, пусть маленькими неуверенными шагами, но Господь подтолкнет, подскажет и направит.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

согласен